Крестным ходом вокруг Успенского собора начинается фестиваль колокольных звонов во Владимире. Он проходит впервые за сто лет. Участники фестиваля «Пасхальный звон» и зрители шествуют под звуки колоколов. Всего восемнадцать начинающих и уже опытных звонарей приехали показать свое мастерство. Самой младшей участнице — 12, самому старшему — 70 лет.
Инокиня Маргарита из Киржача в январе окончила епархиальную школу звонарей, которая открылась год назад. У них в монастыре колоколов нет. Поэтому перед фестивалем Маргарита приезжала в Успенский собор потренироваться на этой звоннице.— Участники приехали со всех благочиний нашей епархии. И даже из других епархий. Из Киржача инокиня Маргарита и из Мурома представитель. Вот такой большой фестиваль, который был украшен еще и выступлениями мастеров колокольного звона из Суздаля и из Москвы, — сказал соорганизатор фестиваля отец Владимир.
Колокольня на Успенском соборе сложная. Хрупким женщинам запустить такие массивные колокола удается с трудом. А вот Николай Ананьев все эти тросы и педали знает как свои пять пальцев. Николай звонарь Успенского собора. В 1994 году он пришел в храм. Был здесь поначалу разнорабочим: электромонтером, слесарем, оператором газовой котельной. А в начале двухтысячных, как сам шутит, пошел на повышение. Стал звонарем. Повышение в буквальном смысле, конечно, есть — если с земли посмотреть на колокольню. Но вот зазнаваться и гордиться Николай не стал. Наоборот старается проявлять смирение. Колокольный звон — это часть его жизни.— Нас учили преподаватели, естественно. Мы за ними повторяли. Ну, и что-то сами вносили. Самое главное — подзвонные колокола, как клавиши у музыкального инструмента (они даже так называются «клавиши»). И ты сам придумываешь мелодию. То есть такой простор для творчества, — говорит участница фестиваля инокиня Маргарита.
У каждой звонницы — свой уникальный голос. Даже отлитые в одной форме из одного металла два колокола будут звучать по-разному. Звон строится на ритмах. В идеале звонарь должен обладать еще и музыкальным слухом.— Многое зависит от самого дня. Если праздничный день, то дает он радость какую-то, пасхальную, можно даже сказать. Бывают погребальные звоны — это, конечно, скорбь. Но, в любом случае, звон как-то воодушевляет. Бывает, иногда такой разбитый, тебе не хочется никаких телодвижений делать. Идешь и скрипишь в своем сердце. А начинаешь звонить — и думаешь: «Как хорошо на свете-то жить!» — поделился своими мыслями звонарь Свято-Успенского кафедрального собора, участник фестиваля Николай Ананьев.
Звон — это богослужебная часть. Но в рамках фестиваля все желающие могли позвонить в малые колокола. Такая возможность больше всего понравилась детям. Фестивали колокольного искусства во Владимире станут регулярными. Прохожие, которые слышат эти выразительные перезвоны, не пробегают мимо, а останавливаются и наслаждаются. Быть может, для тех, кто не ходит в храм, именно с музыки колоколов и начнется воцерковление.— Неплохо отзвонили ребята. Были где-то какие-то шероховатости. Но в общем и целом — очень хорошо. Кому-то дается легче, кому-то труднее. Кто-то дольше достигает успеха, кто-то быстрее. Это от музыкальных способностей больше зависит, — отметил старший преподаватель епархиальной школы звонарей, член жюри Валерий Гаранин.