Причина слабой привлекательности провинциальных городов для туристов, по словам директора александровского дома-музея Анастасии и Марины Цветаевых Льва Готгельфа, в том, что гостям трудно предложить большое разнообразие развлечений.
- Если у нас при музее в этот день проходит концерт камерной музыки и среди этих туристов есть любители, они могут, конечно, прийти к нам вечером, - говорит Лев Готгельф. - А так, из развлечений только рестораны.
Поэтому музейщики придумали необычный маршрут "По молочным рекам Владимирской губернии", чтобы разнообразить впечатления гостей города. Начинается экскурсия у дома-музея Анастасии и Марины Цветаевых. Здесь путешественникам рассказывают историю семьи знаменитой поэтессы. Потом туристов везут в село Махра, где показывают Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Он находится под непосредственным управлением Московского патриархата. Это место полюбилось патриарху Кириллу, и он часто гостит тут.
Служители монастыря, которые организовали постоянное туристическое паломничество, могут похвастаться не только историей, но еще и собственной продукцией. Посетители могут приобрести здесь свежее молоко, ряженку, творог, твердые и мягкие сыры и многое другое. Цены, правда, не как в супермаркетах, на тот же сыр, например, - порядка 1000 рублей за килограмм. Но он того стоит: ручная работа и 100%-ный натуральный продукт.
Главным пунктом экскурсии является деревня Лизуново. Несмотря на то что близлежащие окраины давно оккупировали дачники, в деревушке каким-то чудом на треть сохранилось коренное население. Местные держат коров и коз, но содержать скотину становится все накладнее, а продавать свою продукцию из-за удаленности от густонаселенных городов - проблематично. Александровские музейщики нашли выход и организовали в Лизуново экотуризм. Путешественников привозят в дом-музей советского писателя Алексея Мусатова. Здесь им предлагают вкусный обед прямо из печи, а местный хор исполняет для гостей русские народные песни. После экскурсии по музею во дворе дома туристы дегустируют домашнее молоко, простоквашу, сметану и творог. Все из перечисленного ассортимента можно сразу же и купить.
Организаторы очень надеются, что новая идея придется по вкусу москвичам и это увеличит местный турпоток.