Поднять самолет времен Великой Отечественной войны, упавший в Собинском районе в 1943 году – одна из ближайших задач владимирских поисковиков. К ее решению они приступят уже 27 мая. Место падения самолета было обнаружено еще два года назад. Но тогда до конца обследовать его не удалось, в этот раз поисковики сделают то, что запланировали.
- В районе деревни Колокша два года назад нами был обнаружено место падения боевого самолета Красной Армии Ла-5, который принадлежал офицерской школе воздушного боя, которая с июня 43 года базировалась на аэродроме Ундол под деревней Кузьмино. В середине декабря 1943 года, в которой погиб младший лейтенант Михаил Спиридонов из Куйбышевской области 21 года рождения, - рассказывает Евгений Агафонов, командир поискового отряда «Небо Родины».
Младший лейтенант Михаил Спиридонов окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище им. Ворошилова в 1941 году. В Высшую офицерскую школу воздушного боя прибыл в ноябре 1943 года. Его общий налёт составил 152 часа 44 минуты. Выяснилось, что 11 декабря 1943 года, после выполнения упражнений по пилотированию Спиридонов возвращался из зоны выполнения упражнений на аэродром «Ундол». Пролетая над Колокшей, которая тогда входила в состав Ивановской области, на высоте 100-150 м самолёт загорелся. Пикируя, он упал в 400 м южнее деревни. При ударе о землю самолёт разрушился и сгорел, лётчик погиб.
Согласно именному списку безвозвратных потерь офицерского состава школы, Михаил Спиридонов похоронен в с. Кузьмино Собинского района Ивановской области. Увековечен на воинском захоронении № 33-157 в селе Ворша Собинского района Владимирской области.
В мае 2014 года в ходе поисковой разведки отрядом «Небо Родины» (г. Владимир) по поиску места гибели экипажа бомбардировщика ДБ-3ф, погибшего в октябре 1941 года, южнее д. Колокша Собинского района Владимирской области найдены разбросанные на большой площади обломки авиационной обшивки и звездообразного мотора. В ходе повторной разведки в июне 2014 года среди обломков были найдены гильзы от 20-мм патронов пушки ШВАК с маркировкой на донцах «43» (год изготовления – 1943). Это исключило версию об обнаружении места падения ДБ-3ф. Также была найдена запаханная воронка с обломками элементов шасси в верхней ее части, что в совокупности с гильзами определило тип самолёта – истребитель Ла-5.
В июле 2014 года в Центральном архиве Министерства обороны РФ обнаружен пакет документов на катастрофу младшего лейтенанта Спиридонова со схемой места падения, которая точно совпала с местом обнаружения воронки.
Найденные фрагменты самолета поисковики обычно передают в районы, где осуществляется подъем и в школьные музеи. Уже два самолета, найденные в Муромском районе, заняли достойное место в экспозициях музеев.
Этим летом в Муромском районе будут установлены 10 мемориальных знаков на местах гибели экипажей ВВС Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.- Кроме того, одна из целей – проверка на наличие останков летчика в воронке. Авиационная катастрофа – это тяжелое происшествие, и там могут находиться его останки, документы, личные вещи. Этот комплекс мероприятий мы обязательно проведем, плюс еще увековечивание памяти, - говорит Евгений Агафонов, командир поискового отряда «Небо Родины».
На них укажут дату гибели самолета, имена членов экипажа, названия их полков или учебных заведений. Таким образом, память о погибших летчиках увековечат на месте их гибели, а не на месте захоронения.- Проблема в том, что у многих летчиков, больше 60% могилы не сохранились, они уже утрачены и установить место захоронения очень затруднительно. Одна из форм увековечивания, чтобы его имя в нашей области было, чтобы оно сохранилось, чтобы к нему приходили люди и память о нем жила, - говорит Евгений Агафонов, командир поискового отряда «Небо Родины».