О тонкостях реставрации на практике. Студенты худграфа ВлГУ восстанавливают иконы 19-го века. Шесть изображений святых в руки реставраторов попали из старообрядческой церкви Успения Борогодицы (г. Владимир) в прошлом году. Работа над сохранением икон трепетная и долгая. Чтобы воссоздать испорченные временем и окружающей средой части изображения, в ход идут не только реагенты. Проводится тщательный искусствоведческий анализ: поиск исторических данных и похожих образцов.
Икону Андрея Первозванного студенты получили также из старообрядческого храма, однако ранее она находилась в совершенно в другой области.
- Изначально она находилась в деревянном храме Нижегородской области, откуда эта икона была перевезена и поставлена в нашей старообрядческой Успенской церкви. И уже из иконостаса она поступила к нам, - рассказывает старший преподаватель кафедры дизайна, изобразительного искусства и реставрации Светлана Красулина. - Мы знаем, что она была записана неоднократно, обновлялась. То есть она являлась для храма необходимой. Потому как иконы обновлялись только те, которые были необходимы для службы.
Реставрация проводится художественными материалами, в частности акварелью. Ее проще смыть с образца в случае необходимости. У исполнителя важная задача – подобрать схожую палитру цветов, но тонировка в итоге должна частично отличаться. Сейчас, по словам магистрантов кафедры дизайна, изобразительного искусства и реставрации, остро стоит вопрос качественного исполнения. Именно от него зависит сохранение уникального исторического памятника.
- Некачественная реставрация может проявляться в чем? Например, некачественно сделанные тонировки, со временем они изменяют цвет, и это очень видно, - говорит магистрант кафедры Вера Рузанкина. - Записывают часто иконы. Если икона была 19-го века, ее могут сверху записать, и она будет выглядеть как 21-й век. Такого не должно быть в принципе. Должно быть видно патину времени.
Другой вопрос, когда реставратор стоит перед выбором: восстановить изображение какого века ценнее?
- В Суздале, в Спасо-Евфимиевом монастыре, два слоя живописи: середины 17-го и середины 19-го века. Когда мы пытаемся сохранить только живопись 17-го века и полностью расчищаем, удаляем, уничтожаем практически середину 19-го века, это, я считаю, на сегодняшний день недопустимо. Потому что есть пути решения этой проблемы. Каким образом? Можно какую-то часть оставить в записи 19-го века, а большую часть или меньшую - 17-го века. Мы должны совмещать то и другое, - предлагает профессор кафедры Александр Скворцов.
Теме качественной и осмысленной реставрации на кафедре посвятили целую конференцию, чтобы будущие специалисты понимали, как и для чего они кропотливо работают.