«Профессионалитет» – это очень важный федеральный проект, который призван качественно и имиджево изменить систему профессионального образования, сделать ее более гибкой и отвечающей запросам индустрии. Проект во многом способствует открытию новых рабочих мест и повышению качества кадров, которые будут обладать не только теоретическими знаниями, но уже в процессе учебы в полной мере познакомятся с прикладной частью специальности. Выпускники сразу по окончании колледжа смогут выполнять конкретные задачи на конкретном предприятии, уверенно влившись в рабочий процесс.
Проект «Профессионалитет» призван совместить систему среднего профессионального образования с производством и качественно повлиять на его работу, ведь сеть учреждений среднего профессионального образования самая большая. В то же время у колледжей есть возможность активно взаимодействовать с предприятиями, гибко перестраиваться под их запросы и выстраивать образовательные программу так, чтобы обучение было наиболее эффективным.
Наш колледж существует с 1930 года, исторически мы готовили специалистов для всей России и сейчас являемся флагманом по выпуску кадров для стекольного производства. На базе колледжа недавно проходила конференция с представителями стекольной отрасли – мы приняли решение о создании кластере по подготовке кадров в рамках единой системы обучения. Это так называемся дуальная система, когда ребята обучаются и работают одновременно, то есть освоение теории идет непосредственно через прикладные задачи.
Мы вошли в проект «Профессионалитет» в том числе и потому, что у нас накопился опыт, которым мы хотели бы поделиться. Нас поддержали и администрация региона, и предприятия, поэтому мы открываем первый в регионе образовательно – производственный химический кластер, куда вошли три колледжа. В этом году в кластере будет обучаться 265 человек по 11 образовательным программам.
Обновленные учебные программы прошли согласование с работодателями, поскольку все специальности и получаемые студентами навыки тесно связаны с запросами конкретных предприятий – наших партнеров. Вся практическая подготовка и занятия по специальным предметам буду проходить на производстве. Высококвалифицированные сотрудники с этих предприятий приглашены к нам в качестве преподавателей и сейчас проходят педагогическую подготовку.
Сейчас мы совместно с предприятиями проводим большую работу в рамках профориентации школьников. На наших консультациях мы рассказываем абитуриентам о практикоориентированности – они понимают, куда и зачем идут. Приемная кампания в кластер ничем не отличается от других. Документы предоставляются те же, мы оказываем консультации, предлагая на этапе поступления определиться со специализацией и выбором предприятия, где будущий студент хотел бы работать. При этом целевой договор заключается предварительно, чтобы в первом полугодии студент смог познакомиться с предприятием, его коллективом, понять, что ему ближе и где он хочет работать. После этого договор можно перезаключить финально.
В нашем кластере 7 предприятий, с которыми в первом полугодии будет заключено 215 целевых договоров.
С первых занятий наши студенты увидят своего будущего работодателя, а не будут просто сидеть в классах.
Студенты смогут быть уверены, что их навыки будут востребованы и высокооплачиваемы. Это мотивирует будущих специалистов к лучшим результатам, кроме того, у нас предусмотрены меры поддержки активных студентов – это гранты за успехи в учебе, губернаторская стипендия, дополнительные стипендии от предприятий-партнеров.
До окончания кампании еще три недели, но уже сейчас мы можем сказать, что количество заявлений на бюджет выросло в полтора раза. Нас это не удивило, мы давно готовим качественные кадры и во многом наши специальности стали уже семейными. Часто отец приводит сына, который хочет получить ту же профессию по «автоматике», что и отец, который всю жизнь обеспечен местом на предприятии. Поэтому у нас традиционно среди абитуриентов популярно направление «Оснащение средствами автоматизации технологических производств», также в этом году много заявок поступило на «Мехатронику и робототехнику».
У нас фундаментально обновилось техническое оснащение, грант, который мы получили в рамках проекта «Профессионалитет», идет на приобретение новейшего оборудования – студенты смогут учиться именно на тех станках, с которыми им предстоит работать на заводах. По сути, наш колледж стал мини-заводом. Успех нашей трансформации в рамках проекта «Профессионалитет» в том, что мы создаем мотивацию для студента, и наш абитуриент – это мотивированный абитуриент, который делает осознанный выбор и понимает, что в будущем он станет высокооплачиваемым и востребованным специалистом.