Жителям и гостям Суздаля покажут легендарные мотоциклы. Они были созданы в цехах завода имени Дегтярева в Коврове. На выставке в суздальском Кремле можно увидеть эксклюзивные модели, а также спортивный инвентарь мотоциклистов и фотографии разных годов. Проект получил название «Два колеса».
Коллекция, у которой нет аналогов. На постаментах — «мотозвезды». У каждого — своя история. Но объединяет их город — Ковров. Именно там они были собраны — в цехах завода имени Дегтярева.
Этим кадрам — 75 лет. Именно тогда на заводе собрали первый мотоцикл. Он представлен на выставке в Суздале. Это — легендарная «кастуха». Так называли мотоцикл марки «К-125». На бензобаке — эмблема в форме звезды. Рядом буква «К» — символ ковровского оборонного завода. Тогда он носил имя председателя Союза рабочих машиностроения Куприяна Киркижа.
— «Для своего времени это был достаточно надежный аппарат. Мощность двигателя — 4 с небольшим лошадиные силы, вес — 75 килограммов, развивал максимальную скорость, а у него трехступенчатая коробка передач, порядка 70 километров в час», — рассказал куратор выставки Андрей Бабаков.
Десять мотоциклов — в авторской сборке и дизайне. Все детали сделаны вручную — индивидуально для каждой модели. Яркий пример — мотоцикл «Восход». Его сильная сторона — двигатель. Машина разгонялась до девяноста километров в час. Немыслимая роскошь для середины 20 века.
— «Я помню из своего детства очень хорошо эти мотоциклы «Восход 1», «Восход 2», «Восход 2 М», которые были просто были мечтой каждого мальчишки, каждого подростка. Они буквально заполонили все деревни и села. На них ездили абсолютно число жителей. И, надо сказать, что вопреки иногда встречающимся каким-то рассуждениям о советской технике, это были очень надежные и прекрасные мотоциклы, которые успешно конкурировали, например, с чехословацкими», — поделился генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сергей Рыбаков.
Пять тысяч мотоциклов в месяц. Трудовые рекорды ковровчане были ежегодно — с 1946-го. Двухколесных транспорт покупали и спортсмены — для игры в мотобол. На выставке представлен даже мяч. Его диаметр — 40 сантиметров, высота — триста. Вес почти полтора килограмма.
— «Из ковровских мотоциклов у меня уже был более современный «ЗиД Лифан». С ним связано очень много. Он у меня четыре года во владении. более 40 тысяч километров. И, в принципе, вопросов никогда не возникало по технической части. То есть вовремя обслуживать и все едет», — отметил мотоциклист из Ярославской области Андрей Трошичев.
Всего с конвейера завода сошли более восьми миллионов мотоциклов. Каждый четвертый в СССР был родом из города оружейников. Известные — «Ковровец» и «Восход». Они экспортировались по всему миру. Но самые дорогие — первые модели мотоциклов — находятся в коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Увидеть их можно до 5 сентября в суздальском Кремле.