В Киржаче открылся новый музей. Среди экспонатов – подлинные образцы народных икон. Проект уникальный – говорят создатели. Такой экспозиции нет ни в одном городе страны.
Даже не искусствоведы точно могут определить, что эти иконы - народные. Яркие и самобытные работы украшают - цветы, листья и даже фрукты. Такой декор трудно представить на церковных иконах.
Авторами таких работ часто были простые деревенские люди. В этом и есть главная ценность экспонатов - говорит создатель музея, киржачский меценат Евгений Федоров. За год ему удалось собрать уникальную коллекцию. В ней - больше 350 работ.
- Народной иконе на сегодняшний день не посвящено в нашей стране и в мире – ничего. Это уникальный музей. Где основная экспозиция – это как раз народная икона, народное письмо. Как вид такого простого человеческого искусства, - рассказал Евгений Федоров.
Музей открыли в центре Киржача. До революции зданием владел мещанин Яков Смирнов. Члену Городской торговой депутации выделили – отдельную экспозицию. Восстановили интерьер купеческого дома 19 века. Особый акцент – на деталях.
- Многое нам дарят. Как, например, вот эти шкафы, которые у нас здесь есть. Мы их отреставрировали в наших мастерских. И вот сейчас они нам послужат такую добрую службу – станут музейными экспонатами, - добавил Евгений Федоров.
Одна из самых древних реликвий – икона «Покрова Божьей Матери». Доска датируется 17 веком. А живопись – началом 18-го. Временная разница объяснима. Раньше не знали, как правильно реставрировать икону.
- Поэтому если икона начинала трескаться, шелушиться, либо темнела от копоти, от гари свечной – чаще всего было принято по старому образу - либо сняв его, либо по нему - написать новый образ, - пояснила директор и экскурсовод «Музея иконописи и реставрации» Надежда Коллегова.
В Киржаче подлинники бережно восстанавливают. Директор и экскурсовод музея Надежда Коллегова работает в традиционной технике. Для реставрации использует смесь сухого пигмента и обычного яичного желтка. Надежда – опытный иконописец. Мастерство изучала в Санкт-Петербургской духовной семинарии. Говорит – работа с ликами святых требует особого настроя.
- На экскурсиях даже, когда приходят и взрослые и дети, я рассказываю, что ещё в 17 веке в Московском Соборе были осуждены некоторые иконописцы, для которых данное занятие превратилось именно в ремесло. И именно отношение благоговения к написанию святых ликов, просто исчезло у людей. Поэтому я бы боялась, если бы со мной такое случилось, - говорит Надежда Коллегова.
Здесь хранятся богослужебные книги и церковная утварь. Сотрудники мечтают, чтобы новый музей прославил город и стал визитной карточкой не только Киржача, но и всего региона.