Легко ли приручить глину? Как рождаются творческие идеи? Можно ли прожить, занимаясь керамикой? Как мелкотики находят новый дом? Об этом и многом другом — в интервью проекта «Ёж media» с мастером-керамистом Ириной Кузьменко.
— Ирина, когда вы впервые взяли глину в руки, и сразу ли удалось её приручить?
— Керамикой я заинтересовалась ещё учась в Ивановском художественном училище. На занятиях по рисунку я заметила, что, рисуя очередную гипсовую модель, хочу почувствовать на бумаге её объём, потрогать руками. Я по натуре кинестетик, мне очень важно тактильное общение с окружающими меня предметами. Поняв это, решила заняться керамикой. Преподаватели отговаривали, убеждали, что лучше заниматься живописью. Ведь керамистам необходимо иметь для обжига специальную печь. А в 90-е годы найти, купить оборудование и материалы для керамики было достаточно трудно. Первые свои обжиги я делала в художественной школе, где стоял маленький муфелёк-«буханка».
— А сейчас?
— Сейчас я работаю дома. Одна комната оборудована под мастерскую. В весенне-летний период на даче, где тоже есть печь для обжига керамики. После выходных дней, наполненных бытовыми, семейными делами, я радуюсь началу новой недели, ибо это начало новых керамических историй, новых диалогов с глиной, с глазурями. Всегда интересных, неожиданных, радостных.
— Керамика — это основное занятие или есть какая-то постоянная работа?
— Керамика — моя основная и главная сфера работы и жизни. Когда-то я хотела переключиться на другие виды деятельности, например, быть риэлтором или составлять букеты. Но быстро начинала скучать — не моё. В конце концов, я наконец-то поняла, что могу и хочу заниматься только глиной и перестала дёргаться.
— Как рождаются творческие идеи?
— Творческие идеи рождаются из...ниоткуда. Можно увидеть пятно на стене, трещину в асфальте, может «зацепить» какая-либо фраза, слово, а следом приходит образ. Чтобы не забыть его, зарисовываю в специальную тетрадь. В ней «сидят» мои котики и бьют в нетерпении лапами, хотят быстрее «ожить».
— Вы творите только по велению души? На заказ не работаете?
— На заказ делать повторы моих работ не люблю и делаю это крайне редко и со скрипом. Думаю, художники делятся на «генераторов идей» и «исполнителей». Мне интересно воплощать свою идею в глине, а копировать её, ставить на поток уже неинтересно, скучно.
— Что звучит во время вашей работы?
— Во время работы я слушаю либо аудиокниги, либо музыку (реже). Барочная камерная музыка или голос Ива Монтана меня гармонизируют, умиротворяют также, как и дождь за окном.
— Какие аудиокниги? Это просто фон или удается следить за сюжетом книги без ущерба работе?
— Скорее, как фон. Люблю слушать скандинавские детективы (сейчас много хороших авторов) или триллеры Гранже. А вот встречаться с моими любимыми авторами, например, Фаулзом и Майринком предпочитаю наедине, без посредника. Даже если им является очень хороший чтец.
— Преимущественно вы создаёте котиков. Почему именно их?
— Да, я создаю из глины преимущественно котов, котиков, котишек и котищ. Либо скульптурные изображения, либо жанровые сценки. Котов я обожаю с детства. У нас дома всегда были полосатики с независимым характером и обязательно по имени Антон. Сейчас у нас живёт кот тигровой масти, но имя у него Филимон.
— Извините, а почему раньше были обязательно Антоны?
— Возможно, мотивы называть так котов появились у родителей ещё до моего появления на свет. Сие есть загадка. В детстве всё принимаешь, как данность. Кстати, мне и сейчас нравится имя Антон, Антонин.
— Сколько всего «родилось» котиков?
— У меня постепенно придумалось целое семейство «мелкотиков», которые собирают урожай фруктов, любуются цветами, играют на флейте, ловят рыбу, пьют чай, едят арбуз и так далее. Мне нравится создавать эту веселую мелкоту.
— На ваших котиков нельзя смотреть без улыбки. Кажется, что каждый из них переполнен любовью к жизни, юмором, каждый — с настроением…
— Часто я сама смеюсь, глядя на их забавные морды. Если же я леплю скульптурные изображения, также стараюсь сделать их неформальными, каждого со своим характером. С большим уважением отношусь к японским художникам Шозо Озаки, Ютэке Мураками, Тетсуо Такахаре, которые ещё раз доказали правильность принципа «не ЧТО делать, а КАК». Рисовать котов — какая вроде бы несерьёзная тема, но делают они это с таким мастерством, что не устаешь любоваться их графическими шедеврами.
Подробности о поиске неповторимого стиля и учениках, о том, легко ли расставаться с творениями и много ли существует площадок для продажи котиков, читайте тут.