Общество
2019-05-14 16:35

Канистерапевт Ирина Французова и ее пудель Тотоша помогают детям чувствовать

Канистерапевт Ирина Французова и ее пудель Тотоша помогают детям чувствовать

Представители НКО «Светлица» на средства президентского гранта реализуют многоступенчатый проект под названием «Лето». Программа направлена на то, чтобы дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также ребята с особенностями здоровья стали лучше владеть своими эмоциями и научились распознавать эмоции окружающих. Не так давно Ирина решила в свой проект включить терапию с помощью собак. В феврале получила диплом об образовании канистерапевта. Это 108 часов при Высшей школе психологии в Москве. Потом подготовила к занятиям с ребятами своего пуделя Тотошу.

— Его тестировали на агрессивность. У него есть даже зачетная книжка. Двадцать пунктов. У него и еду отнимали, и в темной комнате одного оставляли, чтобы он ждал меня. И дяденька на него нападал, ругал, кричал, топал ногами, — рассказывает Ирина.

Тотоша появился у психолога Ирины Французовой не случайно. Семья переехала во Владимир, дочка Ирины привыкала к новому садику. Муж ездил работать в другой город. В итоге все вместе — папа, мама и дочка — стали собираться только по выходным.

— Я почувствовала, что наша семья стала неустойчивая: две персоны, было же три. Что она как-то заваливается то туда, то сюда. Нужен кто-то третий. И мы купили Тотошу. Подарили дочке на пять лет, на день рождения. И он полностью исполнил все, что я хотела. Он очень разрядил обстановку. Дал тепло, радость, игру. В нашей семье опять стали смеяться, бегать и прыгать. А то было как-то тяжело. А потом я узнала о канистерапии. Прочитала, что, оказывается, собаки специально учатся, их для этого тестируют, — поделилась канистерапевт Ирина Французова.

1.jpg

Тотоша — пес добрейший. К нему сразу все дети проникаются. А он — к ним. На занятии с ребятами, оказавшимися в тяжелой жизненной ситуации, Ирина включает в программу шесть базовых эмоций. Сейчас актуализируют одну из них — «Радость». Психолог объясняет, что радость легко может перерасти в баловство.

— Восторг иногда бывает такой яркий, такой сильный, что вы уже можете не управлять этим чувством. И, наверное, в этот момент вам говорят: тише, веди себя тише! Что ты кричишь? Потому что восторг — это, действительно, зашкаливающее счастье, — поясняет психолог.

Во время занятия Ирина рассказывают интересные факты о собаках, а потом раздает атласные ленточки. По выбранному цвету понимает, что у ребенка сейчас на душе. Этими ленточками ребята украшают Тотошу. Казалось бы, действие элементарное — завязать бантик. Но при этом развивается мелкая моторика, что особенно важно для детей с задержкой развития. Во время игры с собакой появляются и навыки общения — происходит социализация. Чтобы Тотоша выполнил команду, ее нужно произнести уверенным голосом, без крика. Это помогает ребятам, которые мало разговаривают или вообще не стремятся к общению.

— Как правило, это дети немного обделенные. У них два состояния. Или они закрываются абсолютно и не допускают до окружающих, что они сейчас чувствуют, или это непонятная агрессия. Она подогревается своими внутренними проблемами, которые случились или в семье, или со здоровьем. Все накапливается, и в какой-то момент агрессия прорывается. Окружающие не понимают, что это такое вдруг происходит. Я понимаю, что это и как это, поэтому я потихонечку из них все достаю. У нас же разные эмоции, — говорит Ирина Французова.

3.jpg

А это Кетчуп. Так хозяйка пса по имени Кетчер разрешает его называть детям. Длинношерстная немецкая овчарка весом сорок килограммов тоже принимает участие в канистерапии. Пес демонстрирует, какими сильными могут быть собаки. А психолог рассказывает, как собаки-спасатели выносят людей из завалов или с поля боя. Родители Кетчера — служебные собаки. В полиции они занимаются поиском наркотиков и взрывчатки. А их отпрыск стал воспитателем. Поначалу дети, глядя на его зубастую пасть, побаиваются подходить к псу. Но барьер быстро пропадает.

— Сейчас мы планируем с Ириной сделать из него собаку-слушателя. Потому что есть дети, которым очень тяжело научиться читать, и собаки помогают им в этом.

Собаки остаются с ними наедине, и дети, которые стесняются читать при взрослых, читают собакам. От этого улучшается техника чтения, — поясняет хэндлер в зале «Бульдог» Ксения Казарина.

Тактильный контакт тоже очень важен. «Обнимашки» с собаками — неотъемлемая часть занятия. Анималтерапия и канистерапия может быть разнонаправленной. Это может быть социализация, может быть психологическая поддержка и даже реабилитация для детей с аутизмом и ДЦП. Программа Ирины Французовой «Лето» нацелена больше на психологический комфорт, социализацию. Однако, с детьми, у которых есть проблемы со здоровьем, психолог тоже работает.

Театр теней — совместный проект Ирины Французовой и Марии Гаренских. Спектакли актуализируют эмоции. Причем не только положительные, но отрицательные: презрение, агрессия, гнев. Первое занятие — знакомство. Герои спектакля рассуждают о своем «я». Это сказка о взаимовыручке, настоящей дружбе и о том, что нужно не только придумать мечту, но и идти ей навстречу.

4.jpg

К своей мечте Мария Гаренских шла много лет. Еще маленькой девочкой она мечтала стать мультипликатором, но взрослая жизнь многодетной мамы заставила забыть о своем желании. Как оказалось, на время. Сейчас Мария рисует героев и обстановку для спектаклей. Эскизы превращаются в персонажей и декорации. Волшебный мир она создает из подручных средств: в ход идут калька, канцелярские папки, картон, скотч, проволока.

Семилетний Тимур за спектаклем следит неотрывно. С живым интересом включается в активные игры и художественные мастер-классы. На занятие он пришел с бабушкой Викторией.

— Тимуру так важно общение! Настроение поднимается. Эти дети немножко ограничены в общении. На таких встречах он что-то новое узнает, дома потом маме рассказывает с радостью: «Мама, сегодня такое было! Такая собака, рисунки». Будет хорошее настроение, вечер удался, — радуется за Тимура его бабушка Виктория Гаджиева.

Грант дается всего на 12 месяцев. Эти средства Ирина тратит на покупку оборудования и съем помещений для занятий. Проект «Лето» существует почти год. Значит, грант заканчивается. Но не работа. Ирина будет искать единомышленников и союзников, сотрудничать с другими НКО. Ради этих детей и ради Тотоши, который уже не может жить без общения с ребятами.




Другие новости
Пустующие помещения в доме-утюге во Владимире передадут для студентов филиала ПИМУ 34 млн рублей за неделю перечислили аферистам жители Владимирской области Александр Авдеев провел очередной приём жителей Владимирской области В Собинке строят новое здание районной поликлиники Владимирские школьники раздают в центре города георгиевские ленточки Пламя от пала травы в Киржачском районе вплотную подобралось к жилым домам Дневной выпуск новостей Владимирской области за 25 апреля 2024 года Еще 21 доброволец из Владимирской области отправится на СВО Во Владимирской области на 21% выросло количество возгораний транспортных средств Во Владимире участники СВО пройдут тестирования для участия в программе «Время героев» Около 50 производителей Владимирской области вошли в реестр поставщиков школьного питания В Суздальском районе между Порецким и Мордышем обновили мост через реку Уловка Водители и кондукторы компании «ОКТО» получили треть от долгов по зарплате В Вяткино появится здание для школы искусств Во Владимир для обмена опытом приехали педагоги и воспитатели из подшефного города Кировское ДНР Во Владимире открылось новое культурно-выставочное пространство Подведены итоги рейдовых мероприятий в Гусь-Хрустальном районе Суздаль принял чемпионат и первенство России по спорту ЛИН Владимирцев приглашают на отчетный концерт «Детской школы искусств №3» В четверг во Владимире ожидается +19
смотреть все
mob_banner1