Помочь раненой птице или птенцам, которые лишились родителей. В Киржачском районе работает Центр реабилитации для диких пернатых. Сотрудники организации не делят питомцев по степени ценности и готовы выходить не только редкую краснокнижную птицу, но даже обычную серую ворону.
Telegram-канал «Губернии 33»
Чтобы не пропускать важные новости Владимирской области, подписывайтесь на нас в Telegram по ссылке
— У этой вороны нет клички. Мы специально не хотели приучать ее к людям. Надеялись, что травма крыла заживет и мы сможем выпустить птицу, но перелом оказался серьезным, прошло полгода, а птица почти не летает. Выжить на свободе без помощи человека она просто не сможет, — делится корреспондент «Губернии-33» Татьяна Гордеева.
В такой ситуации есть два варианта — пройти мимо или попытаться помочь. Журналистка забрала ворону домой и всю зиму она жила в обычной городской квартире. Гуляла по коридору и ссорилась с кошкой. При этом быстро выяснилось, что дикая ворона не самый лучший питомец.
— Зимой на балконе держать не будешь — держали дома в коробке. Коробку она периодически грызет в клочья и на неделю хватало с трудом […] В мои ботинки прятала еду. Обычно все такое полужидкое — куски мяса, — рассказывает Юрий Костылев.
Весной для вороны соорудили клетку на улице. Но хозяева не понимали, что птице нужно учиться летать и общаться с сородичами, да и забирать дикую птицу опять в квартиру — семья не была готова.
С вопросом куда пристроить птицу прошерстили интернет, не рассчитывая пристроить дикарку, но выяснилось, что в Киржачском районе есть центр реабилитации диких птиц «Воронье гнездо», где согласились помочь.
Центр открылся год назад рядом с деревней Красилово. Большое птичье хозяйство журналистке показали волонтеры. Маша Тужик всего за четыре дня научилась разбираться в рационе пернатых. Маленьких птенцов она кормит каждый час. Черные дрозды любят сверчков.
Птенцы вороны же не могут сами брать еду с земли. Только призывно машут крыльями и просят корм. В центре несколько сотен птиц. Раненых или оставшихся без родителей. Из разных концов страны их привезли небезразличные люди.
— Узнала и заинтересовалась работой, я всегда любила птиц. Здесь их спасают, возвращают обратно в небо, конечно, для птиц это самое большое счастье — вернуться в небо на вольные хлеба, — рассказывает волонтер центра Мария Тужик.
Организатор центра Вера Пахомова. Москвичка променяла комфорт столичного города на непростую деревенскую жизнь. Она говорит, что многие птицы здесь пострадали от рук человека. Краснокнижный орел-могильник по кличке Ария жертва браконьеров.
— Она была подстрелена и крыло сохранить просто не удалось. Естественно, такая птица не подлежит выпуску в природу, она обречена на жизнь с человеком, — рассказывает руководитель центра.
Хозяева этого вольера совы. Двух из них передали в приют волонтеры. Выпустить этих птиц тоже нельзя, а вот среди среди чаек большая часть птенцы. Когда подрастут, то снова смогут вернуться в природу.
Вера Пахомова начала работать с птицами 10 лет назад. Они жили у нее дома, потом в арендованном помещении. Вере стали помогать волонтеры. Участок под Киржачом удалось купить благодаря помощи любителей животных. Выполнив дневную миссию, Вера пишет статьи о птицах и ведет соцсети.
— Это образовательная и разъяснительная работа, чтобы знали, чтобы не было там, что ворону нужно истребить, стрелять, калечить, — рассказывает эколог и волонтер из Беларуси Сергей
В центре больше 10 вольеров и все они переполнены. В сезон сюда привозят по нескольку десятков птенцов в день. При этом большая часть птиц-инвалидов — представители массовых видов. В Европе таких усыпляют, но для неравнодушного человека важна каждая жизнь.
— Есть такое понятие как гуманность, и человеку она свойственна. Человек хочет помочь птице, которую он нашел. […] К нам вот за время существования фонда ни одной птицы не обратилось, только люди с этими птицами, и мы помогаем, конечно, птицам. Но помогаем и людям, которые их находят, потому что людям надо, чтобы кто-то взял птицу и вылечил ее и что-то сделал, — рассказывает Вера Пахомова
Летом ухаживать за птицами Вере помогают волонтеры, а зимой она живет здесь совсем одна. Пока девушка не может нанять помощника, ему здесь негде жить. На теплую бытовку денег нет. Центру срочно нужны и помощники — надо строить вольеры. Трудностей много, но Вера не унывает. Она надеется, что Центр будет развиваться, чтобы спасти как можно больше птиц, обреченных на гибель. И помочь людям, которые не проходят мимо попавших в беду.