Сообщение о том, что директор департамента имущественных и земельных отношений Елена Мазанько подписала распоряжение о ликвидации предприятия «Владимирспецреставрация», всколыхнуло общественность Владимира и области. Уже назначена “ликвидационная комиссия”. (Это словосочетание само по себе может вызвать ужас!) Неужели и впрямь в регионе поставлен крест на важнейшем направлении культурной деятельности?
Начнем с того, что в областном центре с 1986 года произошло разделение Владимирской специальной экспериментальной научно-производственной мастерской, существовавшей с 1945 года, на два акционерных предприятия. Произошло это из-за творческих разногласий между двумя лидерами реставрационного дела. Одним из новых предприятий стала учрежденная областной администрацией “Владспецреставрация”, которую возглавлял Александр Скворцов. Вторую организацию - ОАО “Владимирреставрация” с долевым участием области - возглавил знаменитый советский и российский архитектор-реставратор, академик РАХ Игорь Столетов.
Реставрационные мастерские долгое время мирно сосуществовали, хотя не раз ставился вопрос об их воссоединении. Содержание двух однопрофильных организаций с участием бюджетных средств вызывало вопросы у надзорных органов. Два года назад их предполагалось в очередной раз объединить - не получилось.
- Прибыли “Владспецреставрация” не приносила, - сообщила председатель комитета общественных связей и СМИ областной администрации Рита Шляхова. - За 2013-2014 годы из 34 специалистов 22 перешли в “Владимирреставрацию”. Директор “Владспецреставрации”, руководитель региональной общественной организации “Архитектурное наследие” академик Александр Скворцов - великий энтузиаст и популяризатор науки. Но, видимо, как управленец с задачей построения эффективного предприятия не справлялся.
В итоге из 34 видов уставной деятельности “Владспецреставрация” получила разрешение только на 4 (по акту проверки Министерства культуры от 18 июля этого года). Основание: отсутствие должного количества специалистов необходимой квалификации. А у самого Скворцова контракт закончился три месяца назад. Предприятие уверенно шло к банкротству. В случае этой процедуры на торги выставлялось бы здание на Княгининской, 6-б - очень лакомый кусок в историческом ядре города. Также непонятна была бы и последующая судьба уникального архива предприятия - собственности области. Вместе с тем, в области продолжает работать, наращивая объемы, другая “половинка” владимирской реставрационной школы...
- “Владимирреставрация” действительно является эффективно действующей организацией, - подтвердила Вера Зиннатуллина, директор департамента культуры областной администрации. - Она имеет лицензии на все виды реставрационных работ.
Таким образом, реставрацией в области есть кому заниматься. Говорить о “гибели школы” неуместно. Ключевым остается вопрос об эффективности одновременной работы двух предприятий. Самого Александра Скворцова я встретил у закрытых дверей “Владспецреставрации”.
- Там нет никого из руководства, - сообщил он.
- Александр Игнатьевич, а вы как оцениваете эффективность организации?
- Кто бы и что ни говорил, мы выполнили план за три квартала этого года.
- А план большой был?
- Ну, у нас организация небольшая - 20 человек… План утверждается каждый год в соответствии с указанием администрации, он каждый год повышается...
На простой вопрос, на который директор предприятия может ответить в любое время дня и ночи, Александр Игнатьевич не ответил. А выполнение плана - еще не признак прибыльности предприятия. Он уже 50 лет в культуре, 40 лет в реставрации. Очень заслуженный и авторитетный специалист и, конечно, имеет свое мнение обо всей этой истории.
- Даже в советские времена обсуждения было больше. А то что это значит - чиновник решил, топнули ножкой - и все! - возмущался заслуженный реставратор.
Рядом стоял молодой человек - начальник административно-хозяйственного отдела предприятия.
- А вам предложили новое место работы? - спросил его я.
- Пока нет. Сказали лишь, чтобы работали пока как и прежде. А как нам работать? Оглушили новостью.
Что касается работников закрывающегося предприятия “Владспецреставрация”, а там около десятка профильных специалистов, то их будущее тоже вполне определенно.
- Всех профильных специалистов трудоустроят во “Владимирреставрацию”, - сообщила Вера Зиннатуллина.
Правда, скорее всего, для администраторов во “Владимирреставрации” места не будет. В этом и смысл повышения эффективности: экономия бюджетных средств за счет сокращения управленческого аппарата. Впрочем, беспокоиться за будущее этих сотрудников государственных предприятий тоже вряд ли придется. Сравнивая процедуры ликвидации государственных и коммерческих предприятий, приходится признать, что на первых условия для увольняемого персонала, как правило, более щадящие.
Остается лишь констатировать факт: объединение двух реставрационных владимирских предприятий состоялось. И в нынешних условиях, похоже, оптимальным способом.