На 83-м году жизни 21 сентября 2020 года после тяжелой болезни скоропостижно скончался прекрасный, добрый, светлый человек, журналист и поэт с большой буквы — Волков Виталий Александрович.
Виталий Александрович Волков родился 24 января 1938 года в г. Владимире. Окончил Московский государственный институт культуры. Работал в Плавске, Кызыле, Мариуполе, Саратове, Владимире. Основной род занятий — журналистика. Автор стихотворных сборников «Люблю…», «Соблазн», «Сумерки», «Белая флейта», «Мы уедем в город Кашин», «Азия», «Улица Чехова», «Осенние костры». Заслуженный работник культуры РФ. За многолетнюю плодотворную творческую деятельность награжден орденом Трудового Красного Знамени. Член Союза писателей России.
За плечами В.А. Волкова довольно длительный по времени журналистский путь. Немало лет он проработал на различных должностях в главной и единственной в свое время областной газете «Призыв», где ответственно и профессионально относился к своим обязанностям, а к коллегам и друзьям с нескрываемым уважением.
Хочется отметить одно свойство характера Виталия Александровича: на живое устное слово он скуп. Чьи-то положительные деяния он оценивал лишь одним словом «Хорошо!», иногда, правда, прибавляя к этой высшей оценке безличный глагол «получилось». Хотя письменные формы его творчества отмечены при точности мысли и стилем, а нередко и цветистостью. Наверное, это объясняется и профессией: хороший журналист должен, прежде всего, уметь слушать и видеть. Его можно сравнить с китом, который, пропуская через себя бесчисленные кубометры морской воды, выуживает планктон. Так Виталий Александрович привык, сознательно или подсознательно, выуживать в подходящее время «художественный планктон».
Всю жизнь Виталий Александрович испытывал искреннюю любовь к поэзии и непосредственно к поэтическому творчеству.
Виталий Волков вспоминал: «Почему душа прильнула к поэзии и к литературе вообще? Я сам порой размышляю об этом. Конечно, надо истоки искать в детстве. С малолетства помню звучавшие для меня из уст матери строки Чуковского, Барто, Маршака, Михалкова, Квитко… Из «взрослых» поэтов помню странновато звучавшее имя Янки Купалы. Читать я еще не умел, но мог подолгу перелистывать знакомые книжки, разглядывать иллюстрации и вспоминать соответствующие строчки, задержавшиеся в мозгу. «Курица на улице едва не пропала, потому что курица ходит, где попало». Больше 70 лет прошло, а все помнится.
Когда выучился читать, моим любимым маршрутом стала библиотека. Кого только не читал! Кроме хрестоматийных русских поэтов первой величины, в мое поле зрения попали и Сумароков, и Рылеев, и Веневитинов, и Баратынский, и Козлов, и Языков, и Давыдов, и Полежаев, и Кольцов, и Никитин, и Дрожжинов, и Суриков, и Мей … Особой симпатией пользовался Фет. Не были обойдены вниманием и зарубежные авторы, начиная с Гомера и не кончая Уитменом.
Однако сам писать не пытался. Толчком послужило изучение в школе основ литературоведения. Да, был тогда и такой раздел в программе изучения литературы. Музыкой зазвучали древние термины: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, гекзаметр…
Увлекся так, что начал школьные сочинения писать стихами. Спасибо нашему учителю литературы Петру Андреевичу Зиновьеву, он поддержал мои первые вполне беспомощные опыты.
Мне было 14 лет, когда мои стихи впервые были опубликованы в областной молодежной газете. Мне было 17, когда в той же газете моим стихам была отдана целая страница.
Долгое время моим кумиром был Блок. Но потом открытие Есенина стало лирическим потрясением. Коды вполне совпали. Я почувствовал в нем родственную душу. Я не имею в виду кабацкие мотивы. Видимо, сказалось крестьянское происхождение моих предков. Невольно потянуло к его манере. Но подражать ему — дело неблагодарное. Он настолько самобытен, что подражание проявляется с ходу…».
Но, будучи очень скромным человеком, Волков-поэт не сразу «открылся» широкому кругу читателей. Вот как об этом писал сам Виталий Александрович: «Не мешает ли по жизни сочинителю излишняя скромность? Наверное, мешает. Наверное, надо пробиваться. Но я уж таков, что всегда достаточно трезво оценивал уровень своих возможностей. Слава как таковая меня не волновала. Писал, что называется, в стол. Если иногда печатался, то под псевдонимами: Январев, Снегирев, Витальев, Кленов, Ёлкин… Пока тогдашний редактор «Призыва» Юрий Корнилов, который и вовлек в эту беседу, не убедил, что подготовленная к печати поэма «Жизнь собачья» достойна быть опубликованной под реальным именем автора.
После этого я более внимательно пригляделся к сборникам местных поэтов и пришел к выводу, что, кажись, мои вирши иногда не хуже. И решился предложить издательству свой первый сборник, рассудив, что лучше поздно, чем никогда. Дальше — больше…».
Положительные оценки творчества В.А. Волкова не заставили себя долго ждать.
Например, Маргарита Иосифовна Каманина, редактор-библиограф редакции журнала «Новый мир» в пору его широчайшей популярности, прочитав присланную ей ксерокопию венка сонетов «Сорок дней», писала в ответ Юрию Корнилову (другу и коллеге Виталия Александровича): «У меня к Вам просьба. Пожалуйста, передайте Виталию Александровичу мое восхищение «Улицей Чехова» и венком сонетов. Честно признаюсь, что «Сорок дней» «Робинзона Крузо» читала со слезами на глазах».
Неоднократно подборку его прекрасных стихов можно было прочитать и на страницах областного литературно-художественного и краеведческого сборника «Владимир».
В 2008 году коллеги по поэтическому цеху, читатели и общественность города Владимира достойным образом отметили 70-летие В.А. Волкова, он получил почетную грамоту от лица Законодательного Собрания Владимирской области, а через некоторое время был удостоен областной премии имени Сергея Никитина.
В последние годы Виталий Александрович тяжело болел, но продолжал думать, писать, творить. Сложившуюся ситуацию сам он оценивал таким образом: «Что и говорить: с сомнением поглядывая на мои седины, муза заглядывает все реже. Да и заглянув, чаще всего надолго не задерживается, ссылаясь на неудобства из-за моих хворей. Тем не менее нет-нет после таких визитов появляется в блокноте пара-другая стихов. Даже случаются поползновения на прозаические опыты…
Поддерживают творческий тонус отдельные приметы читательского (и не только) интереса. В позапрошлом году неожиданно получил электронное письмо из Норвегии с просьбой разрешить опубликовать там мою «Белую балладу». Еще более неожиданным было письмо из Лос-Анджелеса в прошлом году. Редактор международного интернет-журнала «Русский глобус» Геннадий Неш предлагал опубликовать в этом издании мой венок сонетов «Сорок дней». А совсем недавно одно канадское издательство выразило готовность издать сборник лучших моих стихов… Есть о чем подумать».
В своем материале, посвященном 75-летнему юбилею В.А. Волкова, друг и коллега Юрий Корнилов писал:
Пусть наши годы сочтены,
Наперекор судьбе
Мы жить должны, пока нужны
И людям, и себе!
Мудрые говорят, что жизнь человека продолжается, пока живет память о нем. Вечная память Виталию Александровичу Волкову!
Скорбим в связи с кончиной Волкова Виталия Александровича и выражаем глубокие соболезнования родным и близким.
Отпевание и прощание с Волковым В.А. состоится 23 сентября 2020 года в 11:00 часов в Церкви Владимира Равноапостольного (ул. Большая Нижегородская, д. 71 Б, на территории старого Князь-Владимирского кладбища).
Светлая память
Коллеги и друзья