Во Владимире открылась выставка, где экспонаты можно трогать руками. В «Музее природы» организовали инклюзивную экспозицию для людей с нарушениями слуха и зрения. Выставка «Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси» стала частью большого проекта «Трогательная история». Где главное — это доступность музейного пространства для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Мифические звери и реальные животные вытесывались древнерусскими мастерами для украшения стен Георгиевского собора в Юрьев-Польском. Точные копии барельефов на этой выставке можно не только посмотреть, но и потрогать. Посетителям музея также доступен медиагид с видеороликами на русском жестовом языке и тифлокомментариями для незрячих.
— У меня остаток зрения есть. Но все равно очень часто наощупь многие предметы трогаю. И, например, вот посмотреть тот же самый собор в Юрьев-Польском просто не имеем возможности. Если только через бинокль. А тут — подошел, посмотрел, еще медиагид включил — вообще замечательно, — поделился своими впечатлениями посетитель выставки Александр Кондаков.
Идея такой выставки у генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светланы Мельниковой родилась много лет назад. Но ее воплощение стало возможным только с появлением современных технологий.
— Открывая эту выставку, вспомнила свой экскурсионный опыт, когда я водила группы слепых детей по музею природы, и маленький мальчик теребил меня за платье и просил: ну можно волка потрогать? А можно его погладить? — вспоминает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова.
Теперь прикоснуться к старине можно по-настоящему. Экспонаты изготовлены из специальных материалов, передающих не только форму, но и тактильные особенности оригинала. Над изготовлением копий с барельефов трудилась большая команда научно-исследовательской лаборатории в Москве. Контактный способ получения слепков применять не стали. Такой метод копирования считается опасным для белокаменной резьбы. Ученые использовали современные сканеры.
— Обязательно нужно было использовать ночную съемку в косом свете. Для выявления мельчайших элементов. Потому что даже высокоточные сканеры все равно не воспроизводят всё и могут запутать, — отметил генеральный директор научно-исследовательской реставрационной лаборатории Петр Бирюков.
После сканирования и распечатки объектов на 3-D принтере начинается работа профессиональных скульпторов. Они вручную доводят барельеф до готового состояния. Больше всего на выставке тактильных изображений именно с Георгиевского собора в Юрьев-Польском, который давно нуждается в реставрации.
— Белокаменным кружевом окутан Георгиевский собор. Но это же находится высоко. То есть не может человек просто так достать рукой и потрогать. Да и не совсем правильно — трогать белокаменные рельефы. Поэтому вот и придумали очень интересный вариант, — высказала мнение директор Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея Светлана Борисова.
На выставке есть и старинные слепки 19 века — из фондов Владимиро-Суздальского музея заповедника. Это камни с Церкви Покрова-на-Нерли в Боголюбово, Георгиевского собора в Юрьев-Польском и с Дмитриевского собора во Владимире. К ним также можно прикоснуться. Выставка будет работать в Музее природы до 6 июня.