Если на Пасху принято дарить куриные яйца, то украшать помещения культовых зданий, согласно древней традиции, необходимо яйцами страусиными. Богородице-Рождественский собор в Суздале является единственным в России храмом, в интерьере которого сохранились подобные предметы, сообщает пресс-служба Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
«Традиция украшения паникадил различными подвесами была широко распространена на Руси. На страницах описей церковного имущества встречается информация о том, что подвесы могли представлять собой полукруглые чаши, колокольчики и шёлковые кисти, даже кедровые шишки и кокосовые орехи. Часто упоминаются и так называемые строфокамиловы яйца. Название это в переводе на русский язык означает «страусовые» (греч. «στρουθοκάμηλος» – страусовый)», – информирует ВСМЗ.
В главном соборе Суздальского кремля четыре паникадила имеют подвесы из строфокамиловых яиц. Три из них находятся перед иконостасом, четвертое – ближе к западному входу в храм. По размеру яйца такие же, как и страусовые, – 11-12 см в диаметре и 14-15 см высотой. Подвески различаются разве что видом отделки.
«Оправы всех яиц имеют почти одинаковую конструкцию: круглые металлические диски, расположенные на верхнем и нижнем концах яйца и изогнутые в соответствии с его формой, соединяются между собой узкими металлическими пластинами, закреплёнными при помощи петель. К каждому из дисков крепится кольцо. На нижнее – подвешивается кисть из шёлковых и золотых нитей. Верхнее – служит для крепления всей конструкции к паникадилу», – сообщают представители музея-заповедника.
Эксперты ВСМЗ считают, что три суздальских строфокамиловых яйца выполнены в XVII столетии, а четвертое появилось между XVIII–XIX веками. Что касается того, откуда у нас взялись эти яйца, специалисты предполагают, что их могли завезти из стран христианского Востока.
Справка от Владимиро-Суздальского музея-заповедника:
Суздальский Богородице-Рождественский собор – главный храм кремля – входит в число памятников из Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построен в 1222–1225 гг. и принадлежит к последнему периоду владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Собор перешёл в ведение музея в 1922–1923 гг. Примерно в то же время в нём прекратились и службы, хотя до 1929 г. ещё продолжал действовать северный Благовещенский придел. Возобновление первых богослужений происходит лишь только в 1990 г. С 1992 г. в соборе проходят службы 2–3 раза в год на большие церковные праздники.
С 15 на 16 апреля в Богородице-Рождественском соборе пройдёт ночная Пасхальная служба.