Добровольное страхование не по доброй воле. Жители Владимира обнаружили неприятный сюрприз в квитанциях ЕРКЦ. В платежных документах за сентябрь и октябрь появился дополнительный QR-код по страховке жилья. Законно ли размещать его на квитанции оплаты услуг ЖКХ?
Новый QR-код владимирцы обнаружили в квитанциях ЕРКЦ, в правой части документа. Внизу платежки разъяснение. Жителям предлагают сделать взнос добровольного страхования — 162 рубля. Многие собственники квартир внимательно читают квитанции и от услуги отказываются.
Надпись над QR-кодом указана мелким шрифтом. Прочитать текст сложно. Пенсионерам легко запутаться и сделать ненужный платеж.
Юристы утверждают — в ЕРКЦ нарушили, в первую очередь, постановление правительства № 354. В платежке должны быть сведения только по оплате жилищных и коммунальных услуг.
— Здесь у нас налицо, помимо злоупотреблений, на наш взгляд, то, что у потребителя нет возможности выбора, то есть ему предлагают заключить договор страхования, но не предлагают выбрать страховую организацию, — сказал юрист проекта «Защита потребителей» Евгений Соловьев.
Размещение рекламы только одной страховой компании можно трактовать и как нарушение антимонопольного законодательства — считает юрист. Владимирцам фактически навязали услугу. Нарушен и закон о защите прав потребителей. С этим согласны и владимирцы.
— Я думаю, что неправильно, это раз, а во-вторых, эта организация разве занимается страхованием? Если она не занимается страхованием граждан, то складывается впечатление, что это не совсем честно вот так в квитанции выставлять, — сказала жительница Владимира Лариса Григорьевна.
В ЕРКЦ сообщили, что штрих-код с платежки можно убрать. Для этого надо направить письмо на электронную почту или написать обращение в личном кабинете на сайте компании. Всем, у кого нет компьютеров — предлагают лично обратиться в рассчетно-кассовый центр. В самой страховой компании пояснили — ответственность за размещение QR-кода несет ЕРКЦ.
— Мы же страховая компания, занимаемся добровольным страхованием. Что касается квитанций, наши партнеры занимаются, это они все согласовывают, это не наша компетенция, — сказала представитель страховой компании Наталья Угольникова.
Нарушения в работе ЕРКЦ увидели и в областной жилищной инспекции. Эксперты уже начали проверку.
— Данное действие со стороны ЕРКЦ было нарушением правил предоставление коммунальных услуг и соответственно жилищного кодекса. У нас Обращение гражданина было, мы сейчас принимаем меры, выдаем предписание ЕРКЦ, чтобы они данный платеж исключили из квитанции, — прокомментировала главный жилищный инспектор Владимирской области Елена Андреева.
Устранить нарушение руководство ЕРКЦ должно до 15 декабря, в противном случае организации придется заплатить штраф. Вернуть деньги за нежелательную услугу можно в течение двух недель после оплаты. Для этого надо написать заявление в страховую компанию.