Владимирская спортсменка Вера Куршакова была в Киргизии вместе с большой группой сноубордистов из Владимира. Днем 25 февраля в компании с опытными спортсменами (всего их было четверо) она каталась на склоне горы Таш-Тобе, когда сошла снежная лавина. Все, кроме Веры, чудом остались живы и, несмотря на шоковое состояние и травмы, сделали все возможное и невозможное, что было в их силах. В течение часа, до приезда спасательного отряда, они откапывали, спасали ее и надеялись, что она будет жить.
Информацию из первых уст о трагедии через сообщество владимирских туристов распространила одна из участниц той группы - Светлана Хлебникова. Приводим ее без купюр:
«25 февраля близ поселка Жыргалан Аксуйского района группа из четырех скитурщиков - шла по отрогу горы Таш-Тобе (восточный отрог, северо-западная ориентация склона). Саша Куликов, Денис Попов, я и Вера Куршакова. Резкое потепление вызвало повсеместное проседание снежных пластов. Последний снегопад был пять дней назад, выпал метр снега. Поэтому для катания был выбран лесистый, более-менее безопасный склон, по нему и восходили. Трое на шли скитуре (трасформер лыжи-сноуборд. - Прим.ред.), Вера шла на снегоступах. Снег в лесу был рыхлый, по открытому месту ей было идти легче, поэтому тропу прокладывали по краю лесной зоны.
При прохождении опасного участка склона (десятиметровая стенка между двумя лесными массивами, потенциальный лавинный очаг) двое стояли в относительно безопасных точках по разные стороны снежной доски. Я быстро шла по последнему, верхнему галсу, выводящему нас на геологическую дорогу. Вера стартовала на нижний галс раньше времени и оказалась прямо подо мной. Перегруз склона вызвал сход сначала нижней части доски, утащившей Веру. Затем потеряла опору и лопнула верхняя часть доски, утащила меня. Затем оборвался 80-метровый склон над геологической дорогой, перелетел ее и ушел в яму - отвал старой шахты. Третья лавина зацепила и двоих, стоящих в стороне, но краем.
Ширина сошедшей лавины - 50 метров. Транзит - около 100 метров. Толщина доски - около метра. Глубина лавинного выноса - более 4 метров, она сошла в "мышеловку" - большой камень остановил ее движение.
Дениса засыпало по колено, он откопался и отстегнулся за минуту. Саша был засыпан с головой недалеко от поверхности, но свободны были руки, откопался сам за две минуты. Далее они побежали искать нас с Верой. Меня откопал Денис за 10-15 минут с глубины полтора-два метра (ноги были глубже) без сознания, но я включилась сразу же. Оставил полуоткопанную, бросил пуховку и лопату, побежал помогать копать Веру.
Вера лежала близ камня на глубине 3,5 метра. Головой вниз, руки за спиной, стянуло темляками (веревки на лыжных палках. - Прим.ред.). Без признаков жизни, но целая, без травм. Копали около получаса в итоге, лавина очень плотная, бетон. Плюс яма под камнем - т.е. выбрасывать снег приходилось на высоту больше человеческого роста.
Докопали меня, я позвонила в МЧС, вызвала спасотряд с врачом. Парни по очереди откачивали Веру в течение часа, делали СЛР. Она не дышала, хотя была теплая.
Прибежавший через час спасотряд с кислородным баллоном пооткачивал ее еще, но врач констатировал смерть от асфиксии.
Мы с Сашей живы, целы, отделались незначительными ушибами, часовым шоком и переохлаждением. Денис не пострадал. Вера умерла. Умерла в горах, которые так любила. Пусть ее светлая душа летает над самыми снежными облаками и радуется».
- Вера была замечательным и отзывчивым человеком, опытной спортсменкой. Она занималась водным туризмом, была ученицей известного владимирского тренера по туризму Юрия Митюшина, к которому еще школьницей пришла в туристическую секцию, - говорит Ирина Семенчева, инструктор по туризму, хорошо знавшая Веру. – Вместе с Верой мы работали инструкторами в детской в клубе приключений Дмитрия Шпаро. В последние годы она увлеклась горным туризмом, не раз ездила в альпинистский лагерь. Участвовала в соревнованиях спасателей. В сноуборде она тоже не новичок, да новички и не занимаются свободным катанием, в ущельях, вне трасс. Туда допускают только самых опытных и подготовленных – и их команда из четверых человек была именно такой. В этом случае сноубордисты обязательно предупреждают спасателей, берут с собой специальное снаряжение – лавинные лопатки, щупы, каркасные рюкзаки, бипперы, чтобы можно было найти под снегом в случае ЧП и др. Ребята в той ужасной ситуации сделали все, что смогли. Саша Куликов сбил руки до мяса, раскапывая снег, ребята пытались спасти Веру – хоть и считается, что шансов выжить на глубине от 3 метров под снегом уже нет…
Ребята, спасавшие Веру, занимались там, в Киргизии, организацией транспортировки погибшей девушки, в выходные ее тело доставят в Ново-Александрово, на родину. А владимирские туристы объявили сбор средств, чтобы оплатить перевозку и похороны Веры. Для тех, кто захочет помочь, номер банковской карты ее сестры Любови Кураковой 4023 2738 9240 5935 (МИНБ).