Сегодня исполнилось 803 года со дня смерти владимирского князя Всеволода Большое гнездо. Всеволод – десятый сын Юрия Долгорукого и младший брат Андрея Боголюбского – по праву считается самым успешным Великим князем Владимирским. Именно в период его княжения Владимиро-Суздальское княжество достигло наибольшего расцвета и могущества. В российской историографии его называют Всеволодом Третьим. При крещении будущего князя нарекли Димитрием, и его отец, Юрий Долгорукий в честь сына основал город Дмитров.
Всеволод Большое гнездо занимал владимирский престол 36 лет. Свое прозвище он получил за многочисленное потомство. У него было 8 сыновей и 4 дочери. Самым, пожалуй, известным из княжьих отпрысков стал будущий основатель Нижнего Новгорода – Юрий, третий сын Всеволода. Он больше известен как Святой Георгий Владимирский. Он первым из русских князей собрал объединенную рать и выступил против татаро-монголов. Правда, его поход не увенчался успехом и Юрий погиб, был разбит второстепенными силами монголов во главе с Бурундаем.
Первая жена Всеволода Юрьевича – асская (осетинская) княжна Мария Шварновна – тоже оставила свой след во владимирской истории. Именно по ее просьбе князь повелел строить Княгинин монастырь. Позднее он неоднократно был разорен и перестроен, но по сей день обитель действует. Да и владимирский район Марьинка тоже обязан своим названием княжеской жене. Именно там, недалеко от стольного града, Всеволод подарил Марии деревеньку, которую с той поры стали звать Марьинкой.
Что касается самого Всеволода Большое гнездо, то за время своего пребывания на Владимирском престоле он значительно расширил пределы княжества. В него входили нынешние территории Украины, Ярославской, Вологодской, Московской и других областей. Основными итогами правления Всеволода была расправа с боярами Ростова, противившимися княжеской власти, расширение территории Владимиро-Суздальского княжества, строительство во Владимире Дмитриевского и Рождественского соборов и кремля-детинца. Летописец говорит о его набожности и нищелюбии и прибавляет, что князь судил судом истинным и нелицемерным. Также в летописи сказано: «Князь был украшен добрыми нравами. Злых казнил, а добромысленных миловал. От его имени трепетали все страны, а по земле неслась добрая слава его. Всех зломыслов Бог покорил под его руки. Имея всегда страх Божий в сердце своем, он подавал требующим милостыню, судил суд истинный и нелицемерный, невзирая на сильных бояр своих, которые обижали меньших людей».