1 июня во Владимирской области открывается сезон охоты на кабана. Продлится он до 28 февраля. В регионе – больше двух миллионов гектаров охотничьих угодий. По сравнению с другими областями центральной России, не так уж и много, но и не так мало, говорит начальник Госохотинспекции региона Валерий Куфтин. В отличие от других областей, почти все площади закреплены – на 78% против 22% общедоступных. Для примера: в Вологодской области закрепленных охотничьих угодий только 30%, в Архангельской – 10%. При этом, по статистике, 95% всех охотничьих животных сосредоточены именно в закрепленных угодьях. Как работают профессионалы, журналистам показали на примере хозяйства «Павловское» в Ковровском районе. Здесь для лосей по лесу расставлены солонцы – кормушки с солью. А для кабанов на подкормочных площадках рассыпана пшеница.
– Ну, в нашем охотничьем хозяйстве 17 подкормочных площадок. Эта расположена рядом с базой – всего в километре. Подкормка ведется в основном в зимний период и также в летний, когда открывается охота с 1 июня, – рассказал директор охотхозяйства «Павловское» Михаил Щербаков.
Здесь же, на подкормочных площадках, с вышек егеря считают численность особей. Охота тут разрешена тоже, но лишь по всем правилам. Увы, охотничье законодательство пока слишком сырое, говорят специалисты. Оттого большинство браконьеров до сих пор ходят ненаказанными.
– На кукурузном поле несколько человек подстрелили кабана у нас на глазах практически. Единственный вопрос был с задержанием, потому что можно или задержать самих охотников (а они сейчас умные, сначала увозят оружие, а потом забирают добычу), или тех, кто приезжает следом забирать тушу. Мы решили дождаться тех, кто приедет за кабаном. В итоге задержали. Дело до сих пор ведется, но доказать пока не могут причастность, потому что есть проблемы в законодательстве, – говорит Михаил Щербаков.
Кабаны – это еще полбеды. В основном, от браконьеров страдают популяции лося. При задержании «черные охотники» говорят, что тушу просто нашли. Максимально, что можно в таком случае по закону сделать – применить штраф в 4 тысячи рублей за незаконную транспортировку. В марте этого года на совещании в Госдуме начальник Владимирской госохотинспекции Валерий Куфтин выступил категорично: законодательство пора менять. И регионы его полностью поддержали.
– Я приводил уже пример: если в Белоруссии за несанкционированную добычу лося иск составляет 2 миллиона в наших российских рублях, то у нас это составляет 200 тысяч. Когда задерживают браконьеров, они готовы расплатиться прямо на месте. Они так и говорят: «Хотите, мы сейчас прямо заплатим, и все? Только не трогайте нас». И то же самое штрафы. Максимальный штраф – 4 тысячи рублей. Это ни о чем просто, – уверен начальник Госохотинспекции администрации Владимирской области Валерий Куфтин.
Главное предложение – любые находки признавать браконьерством. Если ты что-то нашел, то должен сообщить в органы или охотопользователю. Сам брать не имеешь права. Еще одна претензия – к охотничьему билету. Получить его сегодня может любой желающий. 33,5 тысячи человек в области это уже сделали. Из них реальных охотников – процентов 20-30. Остальным документ нужен только для того, чтобы иметь охотничье оружие, уверен Валерий Куфтин.
– При получении охотничьего билета чтобы люди знали, зачем они все это делают, почему они вступают в ряды охотников. Этого сейчас не существует. Каждый желающий сегодня получает охотничий билет, делает это бесплатно и без всяких экзаменов. Это неправильно. Даже дикие звери обучают своих детей правилам охоты, – говорит Валерий Куфтин.
По плану, усовершенствовать федеральное законодательство рассчитывают уже к концу этого года. Ожидается, что в обновленном законодательстве будут отдельно прописаны правила возведения на территории общедоступных охотугодий и «зеленых» зон различных биотехнических сооружений: подкормочных площадок, солонцов, кормовых полей. Пока ни одним законом это не урегулировано, и браконьеры тоже этим пользуются. Понимание проблемы в регионах и Госдуме есть. А значит, есть и надежда, что родную природу помогут уберечь от браконьерства.