Для многих родителей диагноз ребенка «аутизм» звучит, как приговор. Но педагоги Владимирского детского сада № 93 уверены — таким детям можно помочь. Здесь открылась уже вторая группа для таких ребят. С особенными малышами здесь работают не только воспитатели, но и тьюторы, дефектолог, логопед и психолог.
Педагог Маргарита Шляхова работает с особенными малышами уже два года и убедилась: при регулярных занятиях за несколько месяцев удается скорректировать поведение ребенка и вызвать у него интерес к обучению.
— Удается добиться, чтобы они тихо сидели за столом, но тоже это получается не сразу, со временем, сначала можно добиться результата, когда они сидят тихо несколько секунд, потом время увеличивается — минута и больше, больше, — рассказала Маргарита Шляхова, — Те дети, которые у нас занимаются давно (первую группу открыли два года назад) уже неплохо сидят.
В этом году, благодаря президентскому гранту, педагоги детского сада начали обучаться поведенческой терапии ABA . Это один из самых эффективных методов коррекции аутизма. Программа основана на формировании мотивации.
— Выполняя задания, ребенок собирает жетоны, а когда соберет их, получает поощрение: может порисовать или поиграть с любимой игрушкой. Многие наши дети любят, например, играть в сенсорной коробке или расслабляться, лежа в гамаке, — отметила Маргарита.
С помощью поведенческой терапии можно не только исправлять поведением ребенка, но и развивать речь. По статистике, 20 процентов детей с аутизмом никогда не начнут говорить, но у Кирилла уже есть успехи.
— Для стимуляции развития речи у Кирилла я применяю символы гласных звуков. Перед длительными новогодними каникулами он их не только раскладывал, но когда я отворачивалась (он не знал об этом) он мне даже говорил «на», это прямо был праздник, — рассказала логопед Александра Рыжова, — Сейчас я прохожу обучение по первому модулю ABA. Обучение только началось, но уже какие-то новые методы я узнала и применяю их.
Грант выиграла некоммерческая организация «Расскажи», которая помогает детям с аутизмом и сотрудничает с детским садом.
Представитель организации и мама ребенка с аутизмом Елена Харламова отмечает: в лечении этого заболевания главное — как можно раньше поставить диагноз. Лучше всего — в два года. Но в этом возрасте распознать аутизм сложно. Да и родители часто отказываются видеть проблемы, не показывая ребенка специалистам.
— Я сама дефектолог по образованию, и аутические черты я видела в своем ребенке, но, видимо, так сильно было родительское отрицание, что для меня черты были, а аутизма не было. Поэтому диагноз мы узнали, когда устраивались в детский сад, проходили медкомиссию, — рассказала Елена.
Сегодня Елена жалеет о потерянном времени. Несмотря на профессиональное образование, она долго не могла понять, как надо заниматься с дочкой — пробовала разные методы. Но Соня по-прежнему не сидела за столом, отказывалась сотрудничать и отвечать на вопросы.
— Вышла на информацию о прикладном анализе поведения ABA-терапии. Прошла дистанционные курсы и наконец получила инструмент, с помощью которого могла с ней работать. У нас за первые три месяца был огромный прогресс. Также очень хорошо в реабилитации детей с аутизмом помогает физкультура. Именно эти методы я рекомендую другим родителям. Но самое главное — найти педагога, который с помощью этих методик сможет работать с таким ребенком, — считает Елена Харламова.
Сегодня группы для детей с аутизмом во Владимире есть только в этом детском саду. В них могут ходить 12 человек. Но потребность гораздо больше. Сейчас в городе только по официальным данным диагноз «аутизм» имеют более 170 детей. И это лишь те, кто обратился за медицинской помощью и стоит на учете.
Родители и педагоги детского сада № 93 уверены: такие группы нужны в каждом районе. Ведь только регулярные занятия помогут малышам с аутизмом освоить социальные навыки и подготовят их к школе.