Общество
2016-04-26 07:00

30 лет трагедии на Чернобыльской АЭС. Воспоминания ликвидатора

30 лет трагедии на Чернобыльской АЭС. Воспоминания ликвидатора

С момента трагедии на Чернобыльской атомной электростанции прошло 30 лет, и вот уже четвертый год 26 апреля отмечается День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. Последствия страшной аварии ликвидировали в 30-километровой зоне вокруг АЭС. Помогали как гражданские специалисты, так и военные. Позднее всех их стали называть ликвидаторами.

Одним из них стал Михаил Анатольевич Замятин, выпускник Костромского высшего военного командно-инженерного училища радиационной, химической и биологической защиты по профилю «радиационно-химическая разведка». Сегодня Михаил Анатольевич - пенсионер МВД, закончивший службу в 2010 году помощником командира батальона ППС при УВД Владимирской области в звании подполковника. 

- В Чернобыль я попал 7 мая 1986 года, - начал свой рассказ Михаил Анатольевич. – Я тогда служил в Новосибирске командиром роты радиационно-химической разведки в звании старшего лейтенанта. 

В тот день Михаил Анатольевич стоял дежурным по батальону. Всех подняли по тревоге, и восемь офицеров были отправлены в поселок Топчиха на Алтае. На базе полка радиационно-химической защиты, находящегося в Топчихе, сформировали «Сибирский полк», львиная доля которого была приписным составом. 12 мая полностью сформированный полк погрузили в эшелон, и через два дня он сошел в Чернобыле. Полк расположили на 30-километровом расстоянии от АЭС. Начались выезды. Замятин вспоминает: больше всего поразила полная, «гробовая» тишина. 

Y6i9dVK-gKk.jpg

- Порядка 10 дней мы ездили на АЭС, потом около месяца пробыли в Припяти, в самом городе, потом – опять на АЭС, - вспоминает ликвидатор. - Потом начали обрабатывать деревни, замеряли фон, вывозили людей. Некоторые отказывались уезжать, это были в основном пожилые люди, которые не хотели покидать родной дом. 

Воды не хватало, небольшое озеро у Припяти было истощено в считанные дни. Пришлось ездить за 30 километров, но радиационный фон от самого реактора, несмотря на все усилия бойцов, не понижался. Люди работали на износ. 

- Когда мы заехали в город, это было жуткое зрелище, - вспоминает Михаил Анатольевич. – Стоят детские коляски на остановках, не слышно птиц, тишина… Сам город оказался очень красивым и современным. Уже в 1986 году он был весь застроен девятиэтажками, озеленен, ухожен, и у нас было ощущение, что вот-вот из подъездов выйдут люди и жизнь в Припяти закипит с новой силой…

Но не только в городе работали ликвидаторы. На станции они также устраняли последствия катастрофы. Первоочередной задачей было убрать пыль – ядовитое облако поднималось от малейшего ветерка, и радиационный фон мог быть различным на каждом шагу. 

- Идешь, замеряешь, прибор выдает  0,6-0,7 рентген, заходишь за угол, а там - 200 при максимальной дозе для человека 50, - рассказывает Михаил Анатольевич. – Но основная работа была все-таки на крыше третьего реактора. В первый день, когда нас привезли к реактору, не было никого. Как потом выяснилось, все руководство находилось в бункере и под землей кипела настоящая жизнь. Уже через неделю, когда прибыли полки из Казахстана, из Воронежа, станция напоминала муравейник. Люди работали.

foto2 (1).jpg

Мужчины поднимались на крышу. В первых рядах шли кадровые офицеры, задача которых заключалась в измерении фона и, по возможности, очистке крыши, вся поверхность которой была завалена обломками графита от реактора. 

Несложная, казалось бы, задача оказалась посильной только людям в незамысловатой защите из свинца. Спецтехника – роботы, привезенные из Японии для помощи ликвидаторам, – выходила из строя и оставалась мертвым грузом на крыше реактора. Автомобили также приходилось закапывать, когда они начинали «фонить». Им на смену брали новые… 

Когда в августе 1986 года Михаил Анатольевич приехал на станцию, ее было не узнать. Все некогда зеленые участки были закатаны в бетон, в воздухе летала цементная пыль, весь канал, идущий вдоль Припяти до АЭС, перекрыли глиняными замками, чтобы радиация из воды не уходила в землю, а под реактор «загнали азотную подушку».

Смена Михаила Замятина затянулась, он пробыл в Зоне отчуждения с 14 мая по 14 сентября 1986 года, хотя средняя «вахта» длилась 2 месяца. Когда замена не пришла, мужчину перевели на другую работу, и с августа он начал заниматься строительством зимнего лагеря для полка, пробывшего в Зоне отчуждения еще два года. 

x_0ce7b3381.jpg

Спустя  30 лет Михаил Анатольевич продолжает поддерживать связь с некоторыми сослуживцами и до сих пор хранит лепестковый респиратор в пергаментном пакете, на котором расписались все ликвидаторы, с кем ему довелось устранять последствия чудовищной аварии 1986 года.




Другие новости
В среду во Владимирской области ожидается до +3°С Новости Владимирской области за 25 ноября 2025 года Во Владимире задержали четверых мужчин, которые вывезли жертву под Суздаль и вымогали деньги Впервые во Владимире стартовал профориентационный фестиваль «КарьераФест» 31 млн отдали владимирцы телефонным мошенникам всего за одну неделю Камешковскому районному Дому культуры исполнилось 95 лет Волонтеры Красного креста учат на мастер-классах по родственному уходу, как ухаживать за маломобильными пациентами Народный фронт обратились к Александру Авдееву с предложением включить регион в пилотный проект о полном запрете продажи вейпов Несколько человек пострадали при лобовом столкновении «Газелей» в округе Муром Дневной выпуск новостей Владимирской области за 25 ноября 2025 года Из Владимира на передовую отправили одну из самых крупных партий спецтехники для наших бойцов - более 60 единиц Смотрите сегодня в программе «Здесь и сейчас»: о профилактике ДТП с участием детей В микрорайоне Энергетик обновили полукилометровый отрезок дороги в сторону деревни Одерихино Во Владимире впервые вручили значки отличия за донорство В Петушках тренер по художественной гимнастике брала деньги за бесплатную секцию 79 троллейбусов получит Владимир и Ковров в ближайшие пять лет В Коврове завершили строительство дороги по улице Маршала Устинова Прокуратура обнаружила нарушения у подрядчика, ответственного за ремонт постамента памятника князю Владимиру Участники регионального этапа форума «АртПром» попробовали интегрировать культуру и искусство в производственный процесс Во Владимире прошел первый «Бокс Квартирник» 
смотреть все
mob_banner1