Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Безопасность на дорогах является одним из важнейших вопросов для нашего общества. Практически все жители нашей страны являются участниками дорожного движения, и от принимаемых на государственном уровне решений в этой области, по сути, зависят человеческие жизни.
Решения прошедшего в 2005 году президиума Государственного совета определили ключевые направления обеспечения безопасности дорожного движения. Все мы знаем, насколько тяжёлой была тогда ситуация на дорогах. Что изменилось с тех пор? Вот какие выводы сделала наша рабочая группа.
Во-первых, значительно увеличилось количество транспорта, и многие машины обладают высокими скоростными возможностями. Эти обстоятельства добавляют риски на дорогах. И полностью согласна с Владимиром Владимировичем, что массовая автомобилизация должна стимулировать и федеральные органы, и нас, руководителей регионов, к ещё большей ответственности за обеспечение безопасности дорожного движения. Построены новые автодороги и мосты. Улучшается качество дорожных работ.
Свой вклад вносят здесь активисты «Общероссийского Народного Фронта». Их внезапные проверки заставляют подрядные организации работать «на совесть» и более эффективно расходовать средства бюджета.
Модернизирована система подготовки водителей. Повысились требования к работе автошкол. Вместе с тем качество работы отдельных автошкол оставляет желать лучшего и требует дальнейшего совершенствования. Для эвакуации пострадавших используются возможности санитарной авиации. Вдоль автомобильных дорог созданы травмоцентры. В частности, у нас в области их 17, в том числе 7 - в зоне федеральной трассы М7. Сократилось время прибытия бригад экстренной медицинской помощи до 20 минут, что позволило сократить смертность среди пострадавших на 10%. А это спасенные жизни.
Административное законодательство стало более жестким в отношении водителей, нарушающих правила дорожного движения. Самое страшное, когда калечатся и погибают дети. Очень часто к серьезным травмам приводит применение некачественных удерживающих устройств. По экспертным оценкам, только 20% устройств соответствуют международным стандартам.
Мы на заседаниях рабочей группы неоднократно обсуждали эту проблему. Сегодня Правилами дорожного движения допускается использование и иных устройств, которые, как правило, приводят к серьёзным травмам. Предлагаем рассмотреть возможность внесения изменений в Правила дорожного движения в части уточнения условий перевозки детей исключительно с использованием детских удерживающих устройств и ремней безопасности, исключив использование иных средств для перевозки детей.
Сформированы правовые основы для фото-видеофиксации нарушений дорожного движения. Заработала система тахографического контроля. Получил распространение программно-целевой подход. Реализуется уже вторая федеральная программа по повышению безопасности дорожного движения, рассчитанная до 2020 года. Результат совместных усилий характеризует снижение общего количества погибших в автомобильных авариях более чем на 11 тыс. человек по сравнению с 2004 годом. Практически в два раза за этот период сократилось число погибших детей и пешеходов. (Меньше погибло на 668 детей и на 6485 пешеходов.)
Весь накопленный за эти годы опыт, а также реалии и вызовы сегодняшнего дня свидетельствуют о необходимости совершенствования и организации дорожного движения и его безопасности.
Для дальнейшей системной работы в этом направлении, на наш взгляд, необходимо разработать единый стратегический документ, в котором были бы прописаны приоритеты, цели и задачи по обеспечению безопасности дорожного движения.
Материалы, представленные к заседанию, подробно и открыто обсуждались во Владимире на выездном заседании рабочей группы с членами Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения под руководством Игоря Ивановича Шувалова, с представителями средств массовой информации, профессиональных сообществ, страховых объединений, блогеров, общественных организаций и гражданского общества.
В ходе заседания обсуждались вопросы использования для обеспечения безопасности дорожного движения новых информационных технологий, современных коммуникативных средств (гаджетов, смартфонов), детских анимационных проектов, внедрения мультимедийного обучения, активного участия в этом процессе представителей широкого гражданского общества, экспертов.
Особую признательность за совместную работу хочется выразить радио «Вести FM», «Авторадио», программе телеканала НТВ «Главная дорога», Центру исследования массового электронного сознания, экспертному центру «Движение безопасности», движению «Общество Синих Ведёрок», участникам проекта «По правилам», экспертному центру «Пробок нет». Думаю, будет правильным, если заинтересованные общественные организации будут периодически приглашаться для обсуждения насущных проблем в области безопасности дорожного движения на заседания Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
Хорошо зарекомендовал себя ежегодно организуемый Советом Федерации Международный конгресс под девизом «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни!».
Спасибо Валентине Ивановне Матвиенко за ее активное и заинтересованное участие в нашей работе по подготовке Госсовета. Учитывая большую значимость рассматриваемого вопроса, активно включились в работу губернаторы, за что им хотелось бы выразить отдельную благодарность. Большую заинтересованность и готовность к совместному сотрудничеству в Год кино проявили представители анимационного кино. Мы также пришли к выводу, что необходима чёткая координация деятельности всех структур, которые занимаются организацией дорожного движения и его безопасностью.
Сегодня законодательно не урегулированы два важнейших вопроса. Не разделена ответственность в сферах проведения государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения и организации дорожного движения.
Рабочая группа предлагает закрепить сферу проведения государственной политики за обеспечение безопасности дорожного движения за МВД России. И дать поручение Правительству определить федеральный орган, ответственный за сферу организации дорожного движения. (В настоящее время такой орган законодательно не определен.)
Скажу прямо: очень много трудностей возникает именно на стыке функций федерального центра и регионов или регионов и муниципалитетов. Простой пример – федеральная автодорога М7 «Волга». Она проходит через ряд достаточно крупных городских муниципальных образований нашей области. Чтобы навести там порядок, нам потребовалось активно заниматься этими вопросами.
В результате скоординированных действий федеральных, региональных структур и органов местного самоуправления нам удалось продвинуться в решении задач по снижению аварийности. За последние 3 года аварийность на автодороге М7 «Волга» снижена на 30%, число погибших сокращено на 101 человек (или на 35%) .
Повысилось качество и расширилась сфера услуг придорожного сервиса, включая работу АЗС по качеству топлива. Количество объектов придорожного сервиса на трассе М7 с 2013 года увеличилось на 10% и составляет более 300 ед., значительно улучшен их внешний вид и качество обслуживания, увеличились поступления в региональный и местные бюджеты. Сегодня дорога М7 и ряд федеральных трасс страны по уровню обустройства не уступают европейским дорогам.
Уже доказал свою эффективность воссозданный дорожный фонд.
Большинство работ, которые финансируются за счет средств дорожных фондов, напрямую влияют на повышение безопасности дорожного движения.
На наш взгляд, было бы правильно средства от штрафов за нарушения правил дорожного движения направлять в дорожные фонды регионов и использовать их целевым образом на мероприятия по повышению безопасности на дорогах.
Также предлагаем поручить Правительству рассмотреть возможность передачи субъектам, в случае их готовности, отдельных полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В частности, по составлению протоколов за нарушение правил парковки и стоянки транспортных средств.
Ещё одна проблема - перевозка пассажиров автобусами.
Законодательство, регулирующее оказание услуг в этой сфере, несовершенно. Имеющиеся пробелы позволяют пренебрегать требованиями безопасности, осуществлять регулярные междугородние перевозки под видом заказных, а результат - гибель людей.
При общем снижении уровня аварийности в стране, количество происшествий с участием автобусов выросло за последний год на 25,3%, и одной из причин происходящего являются перевозки пассажиров под видом заказных.
Предложений, как сделать этот процесс более безопасным, на рабочей группе было выдвинуто множество. В том числе, взаимоисключающих.
Предлагаю поручить Правительству на основании этих предложений разработать дорожную карту, ряд последовательных шагов (включая возможность введения лицензирования всех видов пассажирских перевозок автомобильным транспортом), которые позволят устранить недобросовестную конкуренцию на этом рынке и обеспечить приоритет безопасности над экономической выгодой.
Важный вопрос – соблюдение режима труда и отдыха водителей, но при этом ответственность за нарушение законодательства в этой сфере, в первую очередь, сегодня возлагается на водителей, которые вынуждены идти на нарушение, находясь в условиях, созданных работодателями, которые в погоне за «длинным рублем» зачастую не видят человека. Не имея полноценного отдыха, водитель, засыпая за рулем, становится виновником тяжелых дорожно-транспортных происшествий.
Предлагаем возложить ответственность за нарушения режима труда и отдыха не только на водителя, но и на организацию и ее руководителя.
Дополнительно необходимо активно использовать такую эффективную меру, как применение комплекса шумовых полос на обочинах дорог, которые во всем мире доказали свою эффективность.
Очень много споров и дискуссий было вокруг страхового сообщества.
Страховщики, на наш взгляд должны нести социальную ответственность в общем деле по сокращению смертности на дорогах.
Одним из направлений в участии страховых компаний в этой работе мы видим в развитии системы обучения подрастающего поколения поведению на дорогах.
Очень хорошо себя зарекомендовали в этой работе автогородки.
Конечно, пока далеко не везде построены современные детские автоцентры. Но каждый регион понимает значимость этой работы и имеет планы реализации таких мероприятий. Так, в нашей области функционирует 10 детских автогородков, и два из них - стационарные, в городах Владимир и Муром – это учреждения дополнительного образования, в которых дети в возрасте от 4 до 18 лет со всех детских садов и школ города под руководством квалифицированных педагогов занимаются по восьми образовательным программам.
Считаем, что это направление обучения необходимо активно развивать.
Мы достигли договорённости с Российским союзом страховщиков о финансировании отдельных проектов в области обеспечении безопасности дорожного движения, связанных со строительством детских автогородков.
Уважаемый Владимир Владимирович! Зная, как тепло Вы относитесь к детям, прошу поддержать наши предложения о более широком привлечении средств страхового сообщества к финансированию мероприятий по снижению детского травматизма на дорогах.
Еще один важный вопрос, в котором, по идее, должны быть заинтересованы страховые компании, – это прохождение технического осмотра транспортных средств.
Несколько лет назад система проведения технического осмотра транспортных средств подверглась реформированию. Теперь это компетенция страхового сообщества.
А по факту прохождение «техосмотра» стало некой услугой, дополнительной к страховому полису. В каких условиях проводится процедура? Кто ее проводит?
Имеется масса случаев, когда документ о прохождении техосмотра выписывается не выходя из кабинета.
Необходимо модернизировать систему проведения технического осмотра путем формирования государственной политики в отношении процедур его проведения и принятия мер, обеспечивающих контроль и государственный надзор за организацией его проведения, исключающего фальсификацию результата.
Уважаемый Владимир Владимирович, коллеги!
Представители нашей страны активно действуют в международных организациях. Заслуженное признание их работы - проведение в Москве Первой всемирной министерской конференции ООН по безопасности дорожного движения.
Именно на ней, ещё в 2009 году, было предложено провести «Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения». Впоследствии эта инициатива была закреплена соответствующей резолюцией Генассамблеи ООН.
Мы должны сделать все возможное, чтобы достичь кардинального снижения смертности на дорогах. Это самая главная, самая важная задача.
Уверена, что реализация мер, которые будут определены по итогам этого заседания президиума Госсовета, будет способствовать её решению.
Благодарю за внимание.