Владимир уже не первый раз становится площадкой инновационной работы в области дополнительного образования. Тема фестиваля «Берега детства» в этом году – партнерство с родителями. Участники – около 300 педагогов дополнительного образования из Владимирской и Московской областей.
Как отмечают участники мероприятия, сегодня важно понять запросы родителей. Для педагогов это непросто, многие из них ориентируются на свои личные интересы, старые программы. Но родители изменились, они хотят, чтобы учреждение дополнительного образования было удобно расположено – близко от дома или школы.- Сегодня дополнительное образование переживает непростые времена, изменяются стандарты и содержание этого процесса. Поэтому важно найти интересные идеи и решения. И фестиваль – это, прежде всего, площадка обмена опытом, где могут встретиться педагоги дополнительного образования, учителя школ, воспитатели детских садов, ученые и практики. Поделиться идеями, находками, найти те болевые точки, которые сегодня волнуют родителей и педагогов, - считает один из организаторов фестиваля, ведущий научный сотрудник «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии образования» Анна Бояринцева.
Дополнительное образование сегодня ориентируется и на детей с особенностями развития.
- Таких детей стало больше, и дополнительное образование может создать ту нишу, где эти дети могут чувствовать себя наравне с обычными детьми. Также очень важно, что родители сегодня испытывают потребность в совместных программах, в которых они смогут участвовать вместе с детьми: ходить на экскурсии, в походы, совместно проводить досуг, - отметила Анна Бояринцева.
- Самая большая проблема сегодня – отсутствие возможности совместной встречи педагога, ребенка и родителей. Родители не имеют возможности побыть вместе с детьми. Дома они не знают, что придумать, для них это сложно, поэтому они с удовольствием идут туда, где уже есть рабочие, хорошие формы (туристические клубы, театральные студии, художественно-эстетические кружки). Молодые родители хотят альтернативных форм. Это родительские клубы по интересам. И здесь у дополнительного образования есть огромный ресурс, - отметила старший научный сотрудник «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии образования» Анна Теплова.
Одна из хорошо зарекомендовавших себя форм совместного проведения досуга родителей и детей – вальдорфские группы в детских садах. О своем опыте вовлечения родителей в процесс воспитания ребенка рассказала на круглом столе воспитатель детского сада №35 г. Владимира Марина Муратова.
Родители в этой группе являются полноправными участниками всех детских праздников. Они вместе с детьми делают кукол, пекут пироги, ставят спектакли, ходят в походы и развлекаются на Масленицу. Преимуществом вальдорфских групп является и то, что дети в них разновозрастные – с 3 до 7 лет. Они учатся общению и с младшими, и со старшими - как в многодетной семье.
Гости фестиваля приняли участие в мастер-классах. У педагога-организатора ДДюТ Анастасии Фадеевой они учились рисовать птиц в китайской технике «У-син».
Осваивали искусство лепки холодного фарфора. И восхищались разнообразием флоры в зимнем саду Дворца творчества юных.
- Здесь мы с ребятами ухаживаем за растениями и животными, изучаем их, - рассказывает педагог дополнительного образования объединения «Комнатное цветоводство» Надежда Орлова. - У нас проходит много экскурсий, особенно для школьников в дни каникул.
- Мы рассказываем о лекарственных растениях, которые можно вырастить дома, о том, как можно использовать растения для оформления интерьера, о фитодизайне. Приводим в пример интересные композиции, которые можно сделать из комнатных растений. Открываем для детей мир тропиков и субтропиков.
- Например, эта пальма, полное ее название Вашингтония нитчатая. Она получила название в честь американского президента. А еще на ее листьях есть тонкие нити, которые используют птицы для строительства гнезд. Вот, кстати, и эти птицы, которые довольно ловко управляются с такими нитями, – ткачики - родом из Австралии.
Ну а любители активного образа жизни могли понаблюдать за школьниками, которые играли в «Зарницу».
Организаторы фестиваля надеются, что знания и опыт, которые педагоги почерпнули на дискуссионных площадках, станут хороши подспорьем для их дальнейшей работы.