В Гусь-Хрустальном можно увидеть стеклянный флакон для духов в образе медведя, который был выполнен по проекту Казимира Малевича. Редкий предмет представили в музее хрусталя имени Мальцовых. Экспонат является частью большой выставки под названием «Хрусталь бесценный и старинный». Она работает до конца января.
Мастер кисти — гений экспромта. Все это — о Казимире Малевиче. Он был и художником, и писателем, и дизайнером. По его эскизам шили костюмы, украшали столовые и чайные сервизы, творили из стекла. Его идеи принимали даже именитые парфюмеры. В начале XX века Казимир начертил форму для одеколона «Северный». Спустя пятьдесят лет она станет легендой. Прозрачный стеклянный сосуд в форме ледяной горы. Сверху — колпачок в виде медведя. Малевич никогда не говорил об этой работе. Причина одна — тогда зарабатывать на рекламе считалось делом неблагородным.
— Никто не знает, почему известный парфюмер, владелец фабрики «Брокар» заказал проект одеколона бедному и неизвестному художнику. И, вот сейчас, мы с вами являемся свидетелями того, что вот этот флакон является уникальным, и он выполнен по проекту Казимира Малевича, — рассказала ведущий специалист по экспозиционно-выставочной работе музея хрусталя им. Мальцовых Надежда Пак.
Два десятка витрин. И у каждой — свой герой. Здесь — Иосиф Ленц, австрийский мастер по хрусталю. Никто лучше него не делал плафоны в форме «Тюльпана». На гусевский завод Ленц приехал в 1912-м. Специально, на заработки. А вместе с ним и его многодетная семья. Но, спустя два года, мастер был арестован по подозрению в шпионаже. Несмотря на добросовестный и уникальный труд, от ссылки талантливого мастера не уберегло даже руководство завода.
— Судьба его и его семьи со множеством детей неизвестна. И с ним же закончилось производство высококачественных «тюльпанов» для осветительных приборов. Вот такая интересная история. У нас сохранилось достаточно много предметов, которые могут показать, насколько прекрасны эти изделия, — добавила Надежда Пак.
Выставка рубежа веков. Она объединила сразу три десятилетия: конец XIX века и до 1917 года. Для гусевского предприятия — период наивысшего технологического прогресса. Каждый предмет — своеобразная история, художественный эксперимент, игра формы и цвета. Художники работали смело. Но права на ошибку у них не было. Любой промах ломал образ. В буквальном смысле. Сегодня Владимиро-Суздальский музей-заповедник — обладатель крупнейшего собрания художественного стекла. Коллекция насчитывает более 12 тысяч предметов. В том числе — от зарубежных мастеров.
— Здесь, у нас, представлены знаменитые фирмы Англии и Германии, и, безусловно, в этом ряду стоят изделия гусевского хрустального завода. В частности, прекрасные и знаменитые изделия, выполненные в технике «Галле» по подобию изделий, которые выпускали во Франции в конце XIX века, — подытожила Надежда Пак.
Благодаря особым приемам, мастера смогли сделать невозможное — остановить время. Хрупкая коллекция, которую называют одной из лучших в мире. В таком собрании стекло экспонируется впервые. Некоторые предметы и вовсе никогда не стояли в выставочных витринах.