Авторские детали иконостаса, деревянная скульптура и старинный элемент прялки 19 века. Сложные реставрационные работы завершили сотрудники Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Они восстановили сразу четыре музейных экспоната. На это им потребовалось несколько месяцев.
Блеск позолоты одновременно мифического и фантастического образа. Скульптура ангела «Херувим» — бриллиант музейной коллекции. Но уникальный экспонат пришлось отправить на срочную реставрацию.
— Прежде, чем приступить к работе, обязательно позолоту всегда укрепляют. Даже если есть на ней загрязнения. После укрепления убираются загрязнения, потому что можно убрать вот этот тонкий слой позолоты, — сказал художник-реставратор Олег Бахметов.
Реставраторы вернули ангелу и блеск, и крылья. На это ушли месяцы кропотливого труда.
А этому миниатюрному экспонату 150 лет. В руки Олега Бахметова он попал без позолоты. Предмет вырезан из дерева.
— Мелкие части лица, тонкая резьба, очень тонкий слой позолоты, который утратился. И все это укреплялось, — добавил Олег Бахметов.
Создали ангела русские умельцы. Об этом свидетельствует и роспись, и манера резьбы по дереву. Но время не пощадило материал. Благодаря «золотым» рукам реставраторов, ангелу удалось восстановить даже крохотный носик.
— На этом предмете присутствуют как и позолота, так и роспись. В этом его ценность. Скорее всего, ангел являлся частью иконостаса, большого иконостаса, — отметил Олег Бахметов.
Остро нуждался в реставрации и этот меч. В музейные фонды он попал в середине 20 века. Однако выкован меч на столетие раньше.
— Поступил в не очень хорошем состоянии. Было много на нем загрязнений, продуктов коррозии, — сказал художник-реставратор Иван Ильин.
Русский сапёрный тесак — особый вид клинков. Это оружие не для боя, хотя выглядит устрашающе. На обухе тесака — пила. Еще им можно было копать землю. Для такого меча требовалась особая рукоять. Но эта часть экспоната утрачена.
— Были найдены точные аналоги, по которым мы смогли восстановить аутентичный образ этой рукояти. Выполнен он из дерева, также наложены тонировки и консервация, — отметил Иван Ильин.
В экспозиции музея вернется еще один оригинальный предмет. Старинная прялка-донце. Она была в моде в середине 18 века.
Мастерицы ценили такую прялку за компактность. Основным элементом считалось донце. В каждом регионе Российской империи существовали собственные традиции его декора. Реставраторам удалось сохранить рисунок и удалить грубые загрязнения. Это оказалось самым сложным этапом в работе.
Реставрация всех предметов завершена. Они готовы занять центральные места в главных экспозициях Владимиро-Суздальского музея-заповедника.