13 ноября — Международный день слепых. Тимур Басаев незрячий от рождения, сирота. Жил и воспитывался в школе-интернате для слабовидящих в Кисловодске. Сейчас учится в ВлГУ на кафедре психологии. Приехать помогли друзья. Освоиться — группа волонтеров при университете.
— Они учили нас ходить в университет и общагу, ходили по магазинам, учили маршруты каких-то значительных пунктов — поликлиники, банков, какие-то еще места, которые нам нужны были, а дальше мы уже ходили сами, ориентировались, — рассказывает молодой человек.
Тимура, который никогда не видел мира вокруг, учили социальному ориентированию. Пользоваться тростью, не бояться людей и, если нужно, обращаться за помощью. Тимур признается — до первого курса очень боялся, стеснялся беспокоить прохожих. Сейчас с этим гораздо лучше, помогли сами владимирцы — оказались отзывчивыми и очень этичными.
— Мы такие же люди, как они, просто у нас есть какие-то ограничения и нам нужно помочь. Не просто пройти через дорогу или довести до нужного пункта, а именно ответить на вопрос, который задает незрячий человек. Сколько метров, допустим, чтобы дойти до данного пункта или в правильную ли я сторону иду, или опишите мне, пожалуйста, местность, — добавляет Тимур
При помощи спецнабора «Ориентир» — по магнитам и указателям — ребятам объясняют, как выглядит студгородок и путь куда-либо. Марина показывает дорогу в общежитие: калитка, перекресток, дерево и дом, газон с тропинкой. Знает все наизусть, теряется лишь при просьбе описать себя.
— Честно, я не представляю, как я выгляжу, какие у меня черты лица, — признается девушка. — Знаю только в общих чертах, что у меня темно-русые волосы, например.
Специальность психолога Марина выбирала осознанно. Говорит, отсутствие зрения она компенсирует умением слышать людей.
— Много людей не умеют слушать, не дослушивают, и из-за этого, я думаю, возникают конфликты у них, — объясняет Марина.
Сейчас на кафедре психологии ВлГУ обучаются девять инвалидов по зрению: семеро не видят вообще, еще двое различают только силуэты и свет. Преподаватели создают все условия, чтобы ребята не отставали от сверстников.
— Действует адаптированная образовательная программа, в нее включены специальные дисциплины, которые облегчают учебный процесс. Это тифло-информатика, которая обучает работе на компьютере, используя специальные технологии, и пространственные технологии, — рассказывает научный руководитель центра инклюзивного образования ВлГУ Евгения Акинина.
Владимирский госуниверситет через Министерство образования приобрел принтер Брайля и специальные дисплеи. В компьютеры незрячих студентов установлена программа JAWS — каждое действие сопровождается звуком и голосом. Тимур так пишет свой диплом, Наташа изучает интернет-пространство, а Вита учит тексты любимых песен. Все ребята ведут свои странички в соцсетях. Кто-то планирует поступить в магистратуру, а кто-то уже работает по специальности.