В апреле на телеканале «Домашний» стартовал совместный проект ТРК «Губерния-33» и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Это серия коротких сюжетов, посвященных отдельным экспонатам музея. Пробитый осколком комсомольский билет, потерянная хлебная карточка, книжка донора... С каждой из этих вещей связана удивительная история людей, переживших самое тяжелое испытание в истории нашей страны. И таких экспонатов немало в архивах ВСМЗ. Лишь часть из них сотрудники смогут выставить на тематических экспозициях в этом году.
Речь о создании губернского музея истории XX века идет давно. Недавно ее в очередной раз озвучила Алиса Аксенова, почетный гражданин Владимира и почетный президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Неотложность открытия музея Алиса Ивановна обосновала вопиющим историческим невежеством подрастающего поколения. Это правда. Очень надеюсь, что музей будет создан. И, возможно, живые рассказы о его отдельных экспонатах тоже пригодятся при оформлении экспозиции.
1. Письмо Григорьева-Зеленского 22 июня 1941 г.
Ценными документами истории Великой Отечественной войны являются фронтовые письма. В собрании музея их насчитывается около трех сотен.
Вот одно из них – лист обычной бумаги в клеточку из школьной тетради. Бумага пожелтела, написанный чернилами текст выцвел. Вроде бы, ничем не примечательное письмо. Но посмотрите на дату, когда оно написано, – 22 июня 1941 года, день начала войны. Это небольшое письмо родителям во Владимир написал красноармеец Николай Григорьев-Зеленский. Фронтовые письма, отправленные из приграничных частей накануне и в первые дни войны, относятся к письмам высшей степени редкости. Автор письма 1919 года рождения, уроженец Владимира, после окончания 9 классов поступил в Московский железнодорожный техникум. Во время войны с Финляндией с 4-го курса призван в армию. Участвовал в походе по присоединению к СССР Северной Буковины. В апреле 1941 года он оказался в городе Черновцы, недалеко от новой границы страны. В письме родным в мае этого года он описывает город, отмечает его чистоту, обилие товаров в магазинах, хотя и замечает, что обстановка тревожная.
Что же он пишет 22 июня? «Сегодня в 6 утра была поднята тревога. Как вам, наверное, уже известно, война началась. Наша часть ушла на фронт еще рано утром, а мы, т.е. артмастерская, находимся в городе. Скоро должны, наверное, выехать вперед за границу». Это письмо передает настроения многих советских людей того времени, даже военнослужащих, что война будет быстротечной и на территории противника. Родители долго ничего не знали о судьбе сына. Впереди его ждали окружение, плен, почти год в лагере для военнопленных, побег 22 июля 1942 года. Долго скрывался в одной из деревень на Украине. После прихода наших войск вновь оказался в Красной армии, войну закончил в Судетах. Награжден медалью «За отвагу».
Затем началась мирная жизнь, а письмо из первого дня войны бережно хранилось в семейном архиве.
Посмотреть
2. Комсомольский билет Виктора Саврасова
Это комсомольский билет владимирца Виктора Саврасова. Парню еще не исполнилось 18 лет, когда в августе 1942 года его призвали в армию. Попал он на Воронежский фронт, и там грамотному, толковому солдату предложили выучиться на командира самоходной артиллерийской установки.
По окончании учебы в Саратовском военном училище Саврасов получил новенькую САУ-100. В начале января 1945 года в Венгрии, под городом Секешфехервар, экипаж самоходки принял первый бой. Батальон вел наступление на господствующую высоту на подступах к Будапешту. Получив на командном пункте указания по корректировке огня, Саврасов побежал к своей машине, когда рядом разорвалась мина. Члены экипажа втащили его в самоходку. Теплая одежда и толстая пачка документов, среди которых был и комсомольский билет, спасли ему жизнь. Осколок пробил их, но застрял в грудной клетке, не дойдя до сердца.
Зажав рукой рану, Виктор Саврасов продолжал командовать самоходной установкой, пока не взяли высотку. Затем были госпиталь, участие в боях за взятие Вены. 20 апреля 1945 года в Чехословакии, под городом Брно, Виктор вновь ранен, на этот раз тяжело. Война для него закончилась.
Позднее Виктор Сергеевич закончил Ленинградское промышленно-художественное училище, стал известным во Владимире скульптором. А комсомольский билет с отметиной, сделанной вражеским осколком, стал музейным экспонатом.
Посмотреть
3. Личная книжка донора
В архиве Владимиро-Суздальского музея-заповедника есть пожелтевший документ – личная книжка донора Лидии Александровны Тимофеевой. В начале войны ей, студентке Владимирского медицинского училища, было всего 20 лет.
Город Владимир, население которого перед войной составляло чуть более 60 тысяч человек, только в 41-м году сумел принять четверть миллиона раненых бойцов. Здесь было развернуто 18 госпиталей, для работы которых как воздух нужна была донорская кровь.
Первый раз на станцию переливания крови Лидия Тимофеева пришла 17 ноября 1941 года – сдала 250 миллилитров. А затем уже, работая медсестрой в больнице, она сдавала кровь ежемесячно. В основном по 460 миллилитров.
После сдачи крови доноры получали горячий обед и даже сливочное масло. Но нередко они отдавали продукты тем же красноармейцам. Были и особые подарки раненым бойцам – так называемые «фронтовые» 50 миллилитров крови, которые даже в карточку не заносились.
Пункт сдачи находился на улице Летнеперевозинской. Близость к вокзалу делала его удобным для работы с приезжающими из области донорами. Желающих часто было так много, что люди стояли в очереди даже на улице. Выписывающиеся раненые бойцы, если позволяло здоровье, тоже становились донорами.
Лидия Тимофеева только по официальным данным сдавала кровь 45 раз. Это в общей сложности 16 с половиной литров. Всего же за годы войны владимирцы сдали 39 с половиной тонн крови – это целая железнодорожная цистерна.
Посмотреть
4. Карточка на хлеб
В годы войны вот такой маленький листочек бумаги имел огромную ценность, его потеря была настоящим горем. Это талон на хлеб.
Руководство страны было вынуждено ввести нормированное снабжение населения основными продуктами питания и промтоварами. В Москве карточки были введены 16 июля. Во Владимире жители города стали их получать с 21 августа. Самыми ценными, конечно, были карточки на хлеб. Сначала они представляли собой небольшие листы бумаги с обозначением чисел месяца, которые при покупке хлеба зачеркивал продавец. Затем появились карточки с ежедневными отрывными талонами. Эта карточка на получение 400 граммов хлеба в день на июнь 1942 года Гиляревского Павла Вячеславовича, корреспондента газеты «Большевик» в Гусь-Хрустальном.
Больше всего, 800 граммов, получали рабочие и ИТР военной, металлургической, машиностроительной промышленности, железнодорожники и др. Рабочие других отраслей получали 600 граммов, служащие - 400-500 граммов, по 400 граммов - дети и иждивенцы.
Качество хлеба оставляло желать лучшего, в него добавляли картофель и другие добавки, но даже по карточкам за хлебом выстраивались люди. Приходилось в половине пятого утра занимать очередь. Номера очереди писали на тыльной стороне ладони, обязательно химическим карандашом, чтобы цифры не стерлись. На просроченные карточки продажа хлеба запрещалась.
По какой-то причине Павел Дмитриевич Гиляревский не сумел отоварить карточку в июне, таким образом она стала экспонатом Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Посмотреть
5. Удостоверение Лабутина А.А.
В фондах музея-заповедника хранится огромное количество самых разнообразных удостоверений. Но такое – только одно. Это удостоверение на ткани. В нем написано, что Лабутин Анатолий Алексеевич командируется в тыл врага для выполнения специального задания на территории Могилевской области БССР. Предлагается всем командирам, комиссарам партизанских бригад и отрядов, партийным организациям оказывать т. Лабутину содействие в выполнении его задания. Удостоверение заверено гербовой печатью и подписями начальника Центрального штаба партизанского движения генерал-лейтенантом Пономаренко и секретарем ЦК ВЛКСМ Михайловым. С этим удостоверением ковровский комсомолец Анатолий Лабутин забрасывался в тыл врага. Все могло случиться, при выброске он мог попасть и в руки врага. Поэтому удостоверение было зашито под подкладку его одежды. Что же это было за спецзадание?
Анатолий Алексеевич был участником знаменитой операции, получившей в истории Великой Отечественной войны название "рельсовая война". Операция началась в ночь на 3 августа 1943 года одновременно на фронте в 1000 км и охватила весь тыл немецко-фашистских войск от линии фронта до западной границы СССР. 167 партизанских отрядов численностью до 100 тыс. человек нанесли мощный удар по коммуникациям противника. В одну ночь партизаны уничтожили более 42 тыс. рельсов.
Домой Анатолий Лабутин вернулся в начале декабря 1943 года. В феврале 1944 года его утвердили секретарем Ивановского обкома ВЛКСМ по кадрам, осенью того же года перевели секретарем Владимирского обкома ВЛКСМ. Медалью "Партизан Отечественной войны" первой степени и орденом Красной Звезды он был награжден уже после победы. После окончания Ивановской партийной школы работал инструктором, помощником первого секретаря обкома партии, секретарем Владимирского горкома КПСС. Позднее был назначен начальником управления издательств, полиграфии и книжной торговли облисполкома. Несколько раз избирался депутатом городского Совета народных депутатов.
Посмотреть
6. Шинель Героя Советского Союза Михаила Березкина
Это шинель уроженца деревни Крутово Петушинского района Михаила Березкина. Он был призван в армию 25 июня 1941 года. В 1944-м получил тяжелое ранение, после госпиталя снова встал в строй. Как раз тогда Михаил Березкин и получил новую шинель.
За годы войны на обеспечение армии Советского Союза пошло 38 миллионов шинелей. Солдатская шинель была цвета некрашеного сукна, с крючками вместо пуговиц. В теплую пору боец скатывал ее в скатку и носил через плечо. Нередко, даже идя в атаку, солдат не снимал скатку. Плотная ткань в несколько слоев могла задержать штык или мелкий осколок, она создавала ощущение защищенности, хотя, конечно, не спасала от пули.
Весной 1945 года взвод сержанта Березкина был под Кенигсбергом. В ночь с 6 на 7 апреля Михаил Яковлевич отправился на разведку подступов к городу. Ему удалось выяснить расположение огневых точек врага. И когда утром наша артиллерия подавила их, взвод Березкина одним из первых ворвался в город. Живых из взвода осталось семь человек. Сам Березкин был ранен. За героизм, проявленный при штурме Кенигсберга, Михаилу Яковлевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Солдат вернулся на родину, демобилизовался, но ходил в шинели еще несколько, лишь срезав погоны. После войны жилось небогато – другой одежды у фронтовика не было.
Посмотреть
7. Фотоальбом Сергея Белова
В годы Великой Отечественной войны во Владимире развернулись 18 госпиталей. В фондах музея-заповедника есть фотоальбом, подаренный военврачу 2 ранга Сергею Петровичу Белову. Он был начальником госпиталя, который располагался в доме №3 по улице Луначарского, - самого крупного в городе.
В альбоме около сотни фотографий, на них - раненые бойцы и сотрудники госпиталя. Вот знаменитый хирург Даниил Борисович Контор и его ассистент Антонина Полякова готовятся к операции. Это снимки молодых ребят, почти мальчишек, с ампутированными конечностями. Из госпиталя они выходили на протезах.
Тут применялись самые современные по тем временам методики лечения: физиотерапевтические процедуры, электро-, грязе-, парафинолечение, приемы лечебной физкультуры.
Сотни тысяч бойцов прошли через госпитальные койки Владимира в годы войны. Авторы альбома не обошли вниманием и культурный досуг раненых. Солдаты и офицеры могли поиграть в шахматы, почитать, а выздоравливающие - даже потанцевать или поиграть в волейбол. Несмотря на огромные трудности, организация лечения во владимирских госпиталях была поставлена на очень высокий уровень. Поэтому и продолжительность сроков лечения огнестрельных ран тут в большинстве случаев была ниже норм, указанных Наркомздравом.
А сам Сергей Петрович Белов после войны был награжден орденом Ленина, удостоен звания заслуженного врача РСФСР и в 1968 году стал одним из первых почетных граждан нашего города.
Посмотреть
8. Венчальное платье В.И. Пинчук
Казалось бы, какое отношение к войне имеет это платье из белого маркизета? Оказывается, имеет. Это платье было привезено жительницей Владимира Верой Ивановной Чернышевой из поверженного Берлина.
Вера Ивановна родилась в 1921 году в Судогодском районе. Вскоре семья переехала во Владимир, здесь Вера закончила медицинское училище, затем уехала работать в госпиталь в Горький. Перед войной вышла замуж, но семейная жизнь была недолгой, муж погиб в первые месяцы войны. 11 апреля 1942 года призвали в армию и Веру, была медсестрой полевого госпиталя 69-й армии. Пришлось пережить и бомбежки, и угрозу окружения, видеть страдания и смерть наших солдат. К концу войны Вера стала медсестрой санитарного поезда. Здесь она и познакомилась с молодым сибиряком, уроженцем Красноярского края, Иваном Пинчуком. Иван воевал минометчиком, но после ранения и излечения в госпитале в марте 1945 года был назначен старшиной санитарного поезда. Приглянулась ему симпатичная круглолицая медсестра Вера Чернышева, да и ей понравился статный, высокий старшина. Вместе они встретили в Берлине радостный день Победы. В эти майские дни недалеко от Рейхстага Вера выменяла у одной немки на папиросы вот это платье. Война кончилась, надо было думать о том, чтобы сменить гимнастерку на гражданскую одежду.
После демобилизации Вера уехала к родителям во Владимир, а Иван еще оставался в Германии. Но в сентябре 1946 года ему предоставили отпуск, и он приехал к своей возлюбленной. 19 сентября они расписались, а 21 сентября, в праздник Рождества Богородицы, они венчались в Успенском соборе, всего два года назад открытом для богослужения. Вере очень хотелось обвенчаться, хотя, как мы знаем, это, мягко говоря, не приветствовалось властями, тем более что Иван был членом партии. Но все обошлось. Конечно, в такой день невесте хочется быть особенно красивой. Как кстати оказалось единственное достойное для такого события платье, привезенное из Берлина. Вот фату пришлось брать напрокат в Успенском соборе. Дома отпраздновали скромную, но веселую свадьбу. Иван Петрович вскоре вновь уехал в Германию, демобилизовали его только в марте 1947 года.
А брак оказался счастливым. В любви и согласии они прожили большую жизнь, пользовались уважением, вырастили и воспитали дочь. А это платье Вера Ивановна носила редко, по праздникам. Напоминало оно и о радостных майских днях 1945 года, и о памятном дне венчания с любимым человеком.
Смотреть
9. Дневник Александра Линькова
Дневник жителя Владимира Александра Линькова совсем небольшой - 23 листа бумаги с рукописным текстом и с тринадцатью фотографиями. Но они сделаны в Берлине в мае-июне 1945 года.
Александр Линьков родился в поселке имени Воровского. В Великой Отечественной войне участвовал с первых до последних дней. Защищал Москву, воевал артиллеристом на Курской дуге, освобождал Варшаву, войну закончил в Берлине в войсках 1-го Белорусского фронта в звании старшины. Был награжден двумя орденами Красной Звезды и медалями.
Вот что он писал в своем дневнике в самом конце войны, ровно 70 лет назад: «4 года полных трудностей и опасностей прошли на фронте. Родился я, однако, под счастливой звездой, я увидел окончательную победу, которую так хотел и мечтал увидеть. Большего, чем пережито за годы этой войны, не пережить во всю оставшуюся жизнь. Пока мы счастливы и радуемся наступившему миру. Но сколь продолжителен и прочен он будет, покажет жизнь и время. Наш великий А.С. Пушкин, смотревший далеко вперед своего времени, писал:
Не верю чести игрока,
Не верю я француза дружбе,
Любви к России поляка
И бескорыстью немца в службе.
Быть может, со временем это определение распространится на англичан и американцев».
На этой фотографии с другом в день Победы он напишет просто:
«В 6 часов вечера после войны, немного пьяные».
Смотреть
10. Благодарность Сталина участнику Парада Победы Н.А. Соколову-Соколенку
Военный парад 24 июня 1945 года вошел в историю как Парад Победы. В нем приняли участие 24 маршала, 249 генералов, 2536 других офицеров, 31116 сержантов и солдат. В их числе был и генерал-лейтенант авиации Николай Александрович Соколов-Соколенок.
Николай Александрович в 1940 году стал начальником Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. С августа 1941 года его назначили заместителем командующего ВВС Красной Армии по тылу. Он принимал участие в обороне Москвы, в Сталинградской битве. 24 июня 1945 года сотрудники и слушатели академии стали участниками незабываемого парада. После прохождения сводных полков фронтов и особой роты, бойцы которой бросили к подножию мавзолея 200 фашистских знамен, на площадь вступили части Московского гарнизона, слушатели военных академий и курсанты военных училищ. Академия Жуковского, в которой хорошо была организована строевая подготовка, прошла отлично. В Грамоте Соколова-Соколенка читаем: «Приказом Верховного Главнокомандующего от 26 июня 1945 года всему личному составу Военно-воздушной академии - участникам Парада Победы, в том числе и Вам, - за хорошую организованность, слаженность и строевую выучку объявлена благодарность».
Прохождение парадных “коробок” войск продолжалось тридцать минут. За четыре года войны потери нашей армии составили почти девять миллионов убитых. И каждый из них, отдавших Победе самое драгоценное – жизнь! – достоин того, чтобы пройти в том парадном строю по Красной площади. Если всех погибших поставить в парадный строй, то эти “коробки” шли бы через Красную площадь девятнадцать суток…
Смотреть
11. Знамя 222-го стрелкового полка
Уже через месяц после начала войны в отряды народного ополчения во Владимире записались 3364 человека. По согласованию со Ставкой на базе этих отрядов было решено создать 222-й стрелковый полк. В феврале 42-го года на митинге полку было вручено Красное знамя. На полотнище под гербом СССР желтым шелком вышита надпись «От Владимирских городских партийных и советских организаций 222 стрелковому полку».
В составе 49-й стрелковой дивизии в начале сентября полк принял свой первый бой под Сталинградом. Потом в составе Западного, 1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов принимал участие в освобождении Белоруссии, Польши, с боями дошел до Берлина, был награжден орденом Красного Знамени.
После войны знамя 22-го полка оказалось в Центральном музее Вооруженных сил СССР. И в январе 1966 года с разрешения Генерального Штаба его передали Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Так ветераны полка вновь смогли повстречаться со своим полковым знаменем. Всего же за 1941-45 годы с территории Владимирской области было призвано в армию 279 397 человек – количество, сопоставимое с современным населением Владимира. Около половины из них погибли или пропали без вести.
12. Блок-книжка Алексея Фатьянова
Гениальные в своей простоте стихи Фатьянова ложились на музыку и становились всенародно любимыми песнями. В этом блокноте на 5-й странице - текст знаменитой песни "Тальяночка" . Здесь же стихи «Песня мести», «Застольная», «Гвардейская песенка», «Ехал казак воевать». Всего на стихи Фатьянова написано более 200 песен композиторами Соловьевым-Седым, Мокроусовым, Блантером, Богословским, Милютиным... И каждое лето в Вязниках проходит грандиозный музыкальный фестиваль памяти поэта-фронтовика.