Железная дорога — не место для игр! Несоблюдение элементарных правил безопасности порой приводит к трагическим последствиям. За 9 месяцев 2017 года на Нижегородском направлении Горьковской железной дороги во Владимирской области произошло 10 аварий, в которых 8 человек погибли, двое получили тяжелые травмы. Особое опасение у сотрудников РЖД вызывает детский травматизм. Уменьшить количество трагических случаев на железной дороге с участием подростков призван декадник «Дорога без наушников».
— Дети все с мобильными телефонами, с наушниками. Сейчас погода плохая. Надевают капюшон, слышимость плохая, видимость — еще хуже. И очень бы хотелось довести до детей, да и до взрослых, что, выходя из электрички, из пассажирского поезда, переходя железнодорожные пути, ну вы снимите наушники! Снимите капюшон. Посмотрите на дороге направо, налево. И спокойно перейдите. Занимает два минутки, а жизнь спасет надолго, — отметила Ольга Ксенофонтова, главный инженер станции «Владимир».
Наиболее опасны для подростков не железнодорожные станции, где имеются оборудованные переходы, охрана и сотрудники линейного отдела, а места вне населенных пунктов. Но даже на территории железнодорожного вокзала следует вести себя осторожно. Например, на платформах ни в коем случае не заступать за желтую черту. И особенно осторожным нужно быть со скоростными поездами. 20 августа 2017 года в Камешковском районе произошла трагедия: 20-летний парень, подъезжая к переезду на мотоцикле, не учел ширину подвижного состава и по касательной был задет проезжающей «ласточкой». От травм он скончался на месте.
— Скоростные поезда ходят, скорость у них — 160 километров в час. И потоком воздуха может просто затянуть под состав. Находясь на краю платформы, можно просто поскользнуться. Стоя спиной, не услышать, не увидеть. Поэтому за черту переходить нельзя, — сказала Ольга Ксенофонтова.
Еще одна головная боль работников РЖД — так называемые зацеперы. Молодые люди, иногда из баловства, а иногда ради эффектного селфи, готовы забраться на вагон или между вагонами и проехать с ветерком из одного города в другой. Заканчиваются такие недетские забавы трагически. 21 февраля 15-летний подросток на ходу спрыгнул с поезда, следовавшего из Владимир в Ковров. С диагнозом «черепно-мозговая травма и перелом обеих ног» он был доставлен в больницу. Ему повезло. Он остался жив.
— У нас от Петушков до Владимира постоянный ток. А от Владимира до Нижнего Новгорода — переменный, который гораздо опасней. И если попасть в зону контактной сети в переменном токе, то исход, скорее всего, летальный. Очень опасно. Опасная зона — это два метра от контактного провода. Плюс наведенное напряжение. В общем, контактный провод — это очень опасно! — отметила Наталья Лужных, ведущий специалист по охране труда Владимирской дистанции пути Горьковской дирекции ОАО РЖД.
Железная дорога также таит в себе много других опасностей. Например, напольное оборудование. Стрелочные переводы на станциях электрические и переключаются автоматически. Наступать на них нельзя.
— В зоне подвижных частей, то есть у остряка или рамного рельса, человек может попасть в неприятную ситуацию. Тяга переключается, и человека просто никто не увидит, а нога достаточно хрупкая, — предупредила Наталья Лужных, ведущий специалист по охране труда Владимирской дистанции пути Горьковской дирекции ОАО РЖД.
Взрослые не меньше, а, скорее, даже больше подвержены риску на железной дороге. Перебежать дорогу перед впереди идущим поездом для некоторых вполне нормально. Таких историй в практике машиниста Сергея Волгина предостаточно. Ведь за его плечами — 35 лет работы.
— Постоянно они встречаются. Ходят в наушниках, не смотрят ни на кого и ничего не слышат. Приходится останавливаться. У нас приказ есть: если не встает человек, не реагирует, нужно подать сигнал, а потом применить экстренное торможение, чтобы не наехать на него. За мою работу два раза было. Мы сбивали. Один раз было в Улыбышево, там дорогу перебегали мужчина с женщиной. Это было очень давно. Сейчас реже, потому что пути загорожены, — рассказал Сергей Волгин, машинист.
Железнодорожники уверены — подобные профилактические акции уменьшают количество чрезвычайных ситуаций с участием подростков. В 2017 году пострадал только один ребенок.
— Целевая аудитория у нас начинается с детского сада и до старших классов. Они приходят к нам, мы приходим к ним. На железную дорогу выбегать нельзя, нужно соблюдать правила. Нельзя забираться на вагоны, нельзя подлезать под вагоны, нельзя переходить железнодорожные пути в неположенных местах, — сказала Нина Лукина, заведующая опорной линейной технической библиотекой.
Профилактическая акция «Дорога без наушников» во Владимире продлится до 26 октября.