Эксперт
2019-05-23 07:11

Как быть, если ребенка с аутизмом не берут в секцию или выставляют из класса? Ответы экспертов

Как быть, если ребенка с аутизмом не берут в секцию или выставляют из класса? Ответы экспертов

Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) может появиться в любой семье вне зависимости от социального положения и наличия наследственных заболеваний. По каким признакам родители могут понять, что у ребенка РАС? К каким специалистам за помощью нужно обращаться? На вопросы владимирцев в рамках программы «Без предварительной записи» ответили член ВРОО «Расскажи» Юлия Ткаченко и логопед, дефектолог Анна Юркевич.

Моей внучке поставили такой диагноз психиатры. Мы в шоке. Это вообще излечимо? Я раньше считала, что такие дети необучаемы. Это правда?

Юлия Ткаченко: — Конечно, это стресс для всех. Даже мне, врачу, были советы отказаться или отправить в интернат. Это и сейчас происходит, к сожалению. Не надо отчаиваться, это во-первых. Надо находить обязательно таких мам, как мы. Найдите нас, мы есть в социальных сетях. Есть и наши контакты. Надо советоваться и идти, в первую очередь, к врачу.

Если ребенку ставят диагноз, связанный именно с РАС, с аутизмом, и это не в три года происходит. В три годика — это только риск. И дальше вы начинаете набирать команду своему ребенку по занятиям: логопед, дефектолог, психолог, какие-то группы совместные. Если ставят такой диагноз, вы должны понять, что если это действительно аутизм, черты его в течение жизни никогда не уйдут. Надо принять это. Когда это примется, вы начнете видеть в своем ребенке не только аутизм, а человека, который может любить, чего-то хотеть или не хотеть, у которого могут быть свои собственные интересы и стремления.

Если это аутизм, хуже не будет. Человек растет с этим диагнозом, он знает его, но его проявения — поведенческие нарушения, сенсорные нарушения — они нивелируются, прячутся. Ребенок взрослеет, начинает осознавать свою особенность, и он умеет в нужный момент это скрыть. Мы, родители, вы, бабушка, в первую очередь должны любить, во-вторых, не должны показывать, что мы боимся, стесняемся или еще что-то, потому что это не заразно абсолютно. Это особенность, и он с ней живет, он ее поймет, вы ее поймете и будете жить исходя из ракурса ее успеха. Она станет петь у вас, как никто не поет. И вы аккумулируете этот успех. Пусть она не сможет закончить факультет физики, но она будет делать хорошо другое. Полюбите ее за это, и тогда будет успех. Не отчаивайтесь.

БПЗ2.jpg

У моей дочери аутизм. Все мы знаем, что основной проблемой аутизма являются именно поведенческие отклонения. Мы очень хотим заниматься спортом и видим в ребенке потенциал. Мы не можем попасть ни в одну из представленных секций, потому что эти поведенческие моменты проявляются, а тренеры реагируют так, будто ребенок им просто мешает. То есть нас не принимают в секции. Как нам быть? Может быть, можно куда-то обратиться?

Юлия Ткаченко: — Это правда, что адаптированного спорта для детей с РАС среди готовых секций, групповых занятий у нас нет в городе. Мы пытаемся каждый своего куда-то определить, но вылезают наружу проблемы его поведения. Не потому, что он хулиган, и не потому, что он плохой, а потому, что он не знает, как показать, что он сейчас хочет сказать или сделать, ему даже больно бывает, — и он делает это не речью, а какими-то действиями. Он выражает себя. Все, ты недисциплинирован, негоден и так далее.

Если у вас есть диагноз или даже инвалидность, у нас есть замечательная организация родителей детей-инвалидов «Свет». Там есть адаптированный спорт, но они не могут каждому ребенку помочь, их очень много. Мы ищем выходы. Я очень хочу развивать адаптированный спорт. Я недавно была на конференции в Москве «Аутизм: вызовы и решения». Познакомилась с куратором подобной организации, которая занимается адаптированным спортом, и у них есть Школа героев. Давайте мы с вами вместе свяжемся с ними и попробуем организовать в нашем городе такую Школу героев, где будут относиться терпимо к особенностям ребенка и развивать спорт, потому что без спорта реабилитация невозможна.

Я педагог, и мне очень хотелось бы работать с такими детьми. Подскажите, требуются ли такие педагоги и где можно выучиться? Есть ли вообще потребность в таких педагогах?

Юлия Ткаченко: — Вы золотой человек! Во всем мире и, в частности, в нашей стране сейчас имеются уже готовые институты по обучению педагогов именно для детей с РАС. Основа — прикладной анализ поведения, психоанализ. Когда ты анализируешь поведение ребенка, это используется в методиках, тогда ты видишь пробелы у ребенка.

Нам очень нужны педагоги. Сейчас в ВлГУ выпускают отличных коррекционных педагогов и психологов, но у них нет базы именно для повышения квалификации или обучения в этом ракурсе. Мы прилагаем усилия, чтобы все-таки это там сорганизовалось. Показываем, что это действительно нужно, запрос очень большой.

У нас есть вся информация, где можно обучиться. И я хочу вас обрадовать. Благодаря нашему движению в городе будет региональное представительство Федерального ресурсного центра при МГГПУ, где и учатся многие педагоги. Это будет Центральная служба психолого-медико-педагогической комиссии на Летне-Перевозинской, 5. К ним можно обратиться за справкой об обучении, в том числе и в бесплатном формате.

Вебинаров очень много, литературы — тоже. Институты прикладного анализа есть в Москве и Санкт-Петербурге. Основная база — это МГППУ.

Ребенок мой ходит в детский сад. Я узнала, что на групповых занятиях он плохо себя ведет, и его удаляют в другую комнату. Это вообще законно? Что я могу сделать для того, чтобы ребенок мой посещал групповые занятия?

Анна Юркевич: — Они таким образом подкрепляют его отрицательное поведение. То есть, он не хочет заниматься на групповых занятиях, или не может, он начинает кричать или как-то себя вести неудобно для педагогов. Его выводят. Таким образом, он закрепляет поведение: я сейчас покричу, и меня выведут. Нет, выводить его не имеют права. Его нужно обучать социальным нормам поведения, для него должны создаваться специальные условия. Это ресурсные группы с маленьким количеством детей. Надо ребенку предоставить тьютора, который мог бы вовремя гасить это нежелательное поведение. Основания для вывода из группы у этих специалистов нет.

БПЗ1.jpg

Я недавно ехала в транспорте, и ехала мама с ребенком. Скорее всего, у него был РАС. У него появилось нежелательное поведение: он стал кусаться, не слушаться маму и кричать. Кондуктор отчитала маму за то, что сын неадекватно себя вел, и мама не занимается совершенно его воспитанием. В этой ситуации очень жалко, конечно, было маму. Как вообще себя вести в этих ситуациях?

Юлия Ткаченко: — Транспорт — это вообще наша беда. Мы их ко всему приучаем, к транспорту в том числе, к посещению общественных мест, а детям это тяжело. Когда сенсорная перегрузка — запахи, звуки, кто-то говорит, то есть постоянный поток информации — как правило, если это ребенок с сенсорными проблемами, это даже не обязательно РАС, он начинает кричать, кусаться, драться. Он делает так, как он может показать свое недовольство. Мамы начинают плакать. Я сама, бывало, ревела. Не знаешь, что делать, люди на тебя смотрят, а ты даже выйти отсюда не можешь.

Я хочу практический дать совет для прохожих, возможно даже для сотрудников правопорядка. Потому что иногда ребенок вырывается и создается ощущение, будто мама с ним что-то делает, а на самом деле у него сейчас мелтдаун (срыв). Если вы хотите помочь, надо тогда помогать не ребенку, а маме. Подойдите к маме и спокойно спросите: «Чем вам помочь? Может быть, вас проводить или кому-то позвонить?». Не надо ни в коем случае к ребенку рваться.

Если вы не понимаете и осуждаете, я вас очень прошу, сдержитесь. Вы не знаете, с чем столкнулась эта семья, что там сейчас происходит. Осуждать — это очень легко. Все эти ситуации показывают, что у нас нет готового маршрута помощи. Наши родители боятся этого диагноза. Они не знают, что это, начинают себе накручивать страхи, начинают этого стесняться и начинаются проблемы в семье. Очень нужно, чтобы мы с властями работали в сотрудничестве и выработали этот маршрут помощи. Чтобы было межведомственное взаимодействие: социальная служба, медики, педагогическая служба.

У меня сын с РАС. Он учится в обычной школе. Ему 13 лет. Нас категорически не хотят переводить в пятый класс, хотя ребенок сдает все контрольные работы, он хорошо общается с одноклассниками, привык к ним. Мне внятного объяснения отказа не дают. Получается, что вместо того, чтобы помогать и учитывать его особенности, — наоборот ограничивают возможности ребенка. Тьютора у нас тоже нет. Что нам делать дальше?

Юлия Ткаченко: — Мы сейчас разбираем ряд таких обращений. К сожалению, не организована инклюзия. Наши дети — они не все необучаемые. Если найти нужную методику, педагога, который найдет контакт с ребенком, будет успех. У вас адаптированный ребенок, он уже четыре года проучился, и его категорически не хотят переводить в пятый класс. И мамам, правда, часто кажется, что нам строят много препятствий.

Если выявляется инвалидность или какая-то проблема, такое ощущение, что не все средства бросаются на его помощь, чтобы «выплыл» этот ребенок, а все делается, чтобы еще больше «утопить» его — ограничить. Это проблема. И надо ее решать. Надо изменить свое отношение и к детям, и к родителям: больше разговаривать с родителями в школе, больше оказывать помощи, в том числе и психологов. Они нам очень нужны. Их очень мало в школе. У нас скоро будет встреча в департаменте образования. Мы обратимся к ним с данным вопросом, на каком основании происходит данная ситуация.

Анна Юркевич: — Хочу добавить, что сейчас понятия «необучаемый» в законодательстве нет. Если врач или специалист говорит о необучаемости, — бегите от него. Любой ребенок имеет право на достойное образование и достойную жизнь.

Скажите, почему на весь город работает всего одна группа в детском саду для детей с аутизмом? И что нужно сделать, чтобы еще такие группы появились?

Юлия Ткаченко: — Это была наша инициатива, родительская. Мы подавали в управление образования запрос от группы родителей в прошлом году. И они очень быстро отреагировали, потому что такая потребность всегда была. За год работы группы в детском саду мы видим, что у детей пошла замечательная динамика. Тем более, сформировался такой хороший коллектив педагогов. Они действительно прониклись проблемой. Стало понятно, что группы еще нужны. Ведь семей, где есть дети с РАС, очень много. Был уже и второй запрос. Сейчас мы ждем и очень надеемся на положительное решение. Заведующая детским садом готова открыть вторую группу, и педагоги заинтересовались, и эффект есть. Нужно реализовать права детей-инвалидов. Группа нужна, конечно.

Связаться с Юлией Ткаченко можно по телефону 8-919-021-76-97. Также можно звонить еще одному представителю ВРОО «Расскажи» Марии Ковальчук: 8-915-7777-858.

Кроме того, ВКонтакте создана группа для родителей особенных детей города Владимира и Владимирской области: «Ресурсный класс».


Другие новости
Во Владимирской области в ближайшие 6 лет планируют развить сферы туризма, АПК и ИТ Юных жителей Владимирской области приглашают на конкурс «Поэзия Победы» Посетители выставки «Россия» могут увидеть передовые разработки ученых ВлГУ Стеклоград во Владимирской области будет проектировать Китайская национальная группа стройматериалов Владимирские спортсмены привезли 10 медалей с первенства России по спортивной радиопеленгации В селе Бабаево Собинского района сгорел грузовик Владимирские дорожники нашли способ борьбы с колейностью В микрорайоне Оргтруд во Владимире откроют выставку фотовыставку «Герои с вечно русским сердцем» Пару из Мурома распишут на закрытии Свадебного фестиваля на ВДНХ Тепло в детсадах и школах Владимира отключат 20 мая «Владимирские Львицы» готовятся к игре в финале четырех Лиги Белова В выходные во Владимире будет солнечно и до +20 Во Владимире началось благоустройство сквера на Всесвятской Семьи участников СВО принимают участие в акции «Сад памяти» Дмитрий Наумов обсудил с футболистами и тренерами «Торпедо» планы на сезон Во Владимире на улице Горького вместо парковочных карманов оборудуют зоны остановок Во Владимирской области представители Китайской провинции Шэньси подписали протокол о сотрудничестве с Минобразования Во Владимире проходит Всероссийский молебен о Победе Во Владимире подвели итоги регионального этапа конкурса «Юные техники и изобретатели» Дневной выпуск новостей Владимирской области за 17 мая 2024 года
смотреть все
mob_banner1