Его основой могут стать предприятия Мурома, Коврова, Кольчугино и Камешковского района.
Этот вопрос обсуждался на совещании, посвященном подписанию соглашения о сотрудничестве между областной администрацией и «Объединением производителей железнодорожной техники».
Одним из предприятий будущего кластера железнодорожного машиностроения может стать «Муроммашзавод». Здесь выпускают и продукцию оборонного назначения, и узлы трансмиссии для дорожно-строительной техники, и изделия для Министерства путей сообщения. По словам гендиректора предприятия Александра Видонова, импортозамещение в современных экономических условиях - безусловно, шанс для многих отечественных производителей. Но надо суметь им воспользоваться. Разработать грамотную стратегию, тактику, представить свою продукцию - качественную, ничуть не хуже европейских аналогов.
- За 4 года завод создал комплекс из уникальных технологий и специалистов высшего класса, - рассказал Александр Видонов. - Здесь используются самые новейшие технологии. Завод имеет самые тесные отношения с ведущими вузами страны.
На совещании Александр Видонов предложил руководству РЖД и некоммерческому партнерству «ОПЖТ» создать на территории Владимирской области отечественный центр по разработке редукторов для рельсового транспорта.
- Это двинет вперед целое направление, - уверен Александр Видонов, гендиректор «Муроммашзавода», - но для этого необходимы серьезные денежные вливания и инвестиции.
«Муромский стрелочный завод» также имеет все шансы закрепиться на новых отечественных рынках сбыта. Выпускаемой продукции - 100 наименований. Предназначена она для магистральных путей, метрополитена и предприятий. Недавно на заводе запустили высокотехнологичный центр и новую формовочную линию. На базе предприятия создано конструкторское бюро, в котором работают лучшие специалисты. Заводом разработан уникальный стрелочный перевод, который в 2010 году был передан РЖД для прохождения испытаний. Это перспективная разработка, на которую делает ставку в том числе и РЖД.
- Один из важных проектов для инфраструктуры - новый стрелочный перевод, аналогов которому в России просто нет, - уверен Валентин Гапанович, вице-президент по инновационному развитию ОАО «РЖД». – Больше нигде не выпускаются такие переводы. Со швейцарскими нашими коллегами и с Муромским стрелочным заводом в июне мы «уложим» его, а к концу года получим необходимую наработку для принятия решения о тиражировании. По предварительным подсчетам, в целом по России для европейской части сети железных дорог таких переводов нужно около 200. И для восточной части (это БАМ и Транссиб) - около 300. Это тот бизнес, в который можно вкладывать деньги, в том числе и нашим швейцарским коллегам можно вложить в бизнес в России. Создать совместное производство, локализовать его и выйти на высокий уровень, производя здесь, на муромском заводе, высокотехнологический продукт для нужд российских железных дорог.
Еще одно предприятие, «МуромЭнергоМаш», также готово продвигать свою новую продукцию. Например, осветительные опоры. Два года назад в рамках реконструкции контактной сети РЖД на предприятии была разработана опора многогранного сечения. Она лучше импортных аналогов, долговечнее и проще в транспортировке.
- Правда, с ее продвижением на рынок возникли трудности, - признался председатель совета директоров завода Аркадия Волосовец.
Губернатор Светлана Орлова посоветовала активней представлять предприятие на рынках, бороться за новые заказы.
А вот «Ковровский электромеханический завод» давно прочно стоит на ногах. Свою продукцию предприятие поставляет не только на рынки России, но и за ее пределы.
- Сегодня не мы идем к покупателю, а сам покупатель к нам приехал, и привезла его губернатор Светлана Орлова, - считает Владимир Лебедев, гендиректор завода. - Для нас главное то, что появился реальный рынок! Как ни странно, но именно благодаря кризису мы стали конкурентоспособными. Главное теперь - не упустить это время. Просим одного - заказов и серийного производства.
Кольчугинский завод «Электрокабель» с РЖД сотрудничает давно. На предприятии изготавливают почти 120 тысяч различных марок и размеров кабелей. За прошлые годы для нужд РЖД «Электрокабель» продал продукции на 2,5 миллиарда рублей.
- Завод заточен под нужды РЖД, - подчеркнул директор завода Сергей Ситько. – Вся продукция сертифицирована, а материалы еще до производства проходят 100% контроль качества. Недавно завод представил новую линейку кабелей - проводов для подвижного состава. Совместно с НПО «Вояж» мы разработали инновационные негорючие кабели.
Еще одно предприятие, хорошо известное за пределами области, - НПО «Вояж». С 2008 года здесь начали разрабатывать экстерьеры и интерьеры для электропоездов. На «Вояже» собрали интерьерный комплекс российского производства. С 2010 года предприятие успешно сотрудничает с ОПЖТ, постоянно участвует в семинарах РЖД. Недавно предприятие специально для завода «Уральские локомотивы» разработало стеклопакеты оконных панелей для «Ласточек».