Владимирский НИПТИЭМ – местный НИИЧАВО из повести братьев Стругацких. Здесь практически производят волшебство в области электромашиностроения. В День российской науки сотрудники института провели для корреспондентов «Губернии-33» небольшую экскурсию по производству.
Одна из наиболее ярких разработок НИПТИЭМ – оборудование для гибридного автобуса, в народе – экобус или электробус. Работает эта чудо-машина на аккумуляторе и дизельном мини-двигателе – «ест» он на 30% меньше, а выброс в атмосферу от него сокращен в 10 раз. Москва, по словам управляющего директора НИПТИЭМа, уже планирует приобрести 1000 таких автобусов.
- На самом деле ничто не мешает в наших Волгабасах использовать гибридный привод, - рассказывает управляющий директор НИПТИЭМ Олег Кругликов. - Мы неоднократно обсуждали этот вопрос. У них на первом месте стояло газомоторное топливо, газовые турбины. Но я думаю, что при потребности крупных столичных городов в таких количествах гибридных автобусов, я думаю, Волгабас быстро сориентируется.
Еще одна актуальная разработка института – привод для мотовоза. Эта универсальная машина, по идее, должна решить все проблемы с обслуживанием железнодорожных путей.
– Или скорость, или тяга – раньше так рассуждали. Или он много тащит с малой скоростью, или он быстро бежит, но ничего за собой не тащит. В данном случае наш электропривод позволил решить эти противоречивые задачи в одной конструкции, - говорит Олег Кругликов. – Мы уже вышли на полигонные испытания мотовоза, также созданного по гибридной схеме, а РЖД сделали заказ - около 50 мотовозов в год.
Разрабатывают инновационные технологии сотрудники института, в том числе с помощью 3D принтера и 3D сканера, в центре прототипирования, который был создан совместно с администрацией Владимирской области. А новая лаборатория позволяет испытывать оборудование в псевдополевых условиях, не выходя из стен института.
На сегодняшний день в НИПТИЭМ есть разработки, намного превосходящие импортные образцы. Так, концерн «Русэлпром», куда, в том числе, входит владимирский институт, разработал комплектующие для ледокола.
- В общем-то, сделали уникальные разработки для России, - с гордостью говорит Олег Кругликов. - То есть, это электроприводы для судового движения. Раньше корабли подобного класса всегда снабжались электрическими машинами иностранного производства. На сегодняшний день это машины от 8 до 20 мегаватт. Если в килограммах, тоннах – это 700 тонн электрической машины, вы представляете?
НИПТИЭМ давно и успешно работает на импортозамещение. Однако для внедрения инноваций обученных людей не всегда хватает. Институт готов предоставить своим заказчикам и партнерам площадку для профподготовки специалистов, если это будет востребовано в более широких масштабах. Пока же здесь продолжается работа над новыми проектами – сейчас сотрудники института разрабатывают новый двигатель. Не вечный, конечно, но что-то около того – шутят наукотворцы.