- А можно нам, пожалуйста, пару литров 92-го?
- Да, можно, конечно.
Качество бензина вновь под прицелом ревизоров. В очередной рейд по заправкам города Владимира вышли активисты проектов «Народный контроль» и «Знак качества» вместе с представителями департамента поддержки предпринимательства. Месяц назад общественники проверяли уровень серы в дизельном топливе. Теперь смотрят на октановое число – один из важнейших показателей для двигателя внутреннего сгорания. Он характеризует детонационную стойкость топлива.
- Перед каждой последующей закупкой для того, чтобы бензины не перемешались, мы тщательно вытираем емкость, в которую наливаем, и воронку, через которую будем переливать в бутылку, - объясняет руководитель службы общественного контроля качества ГМС Александр Пронякин.
На первой заправке взяли пробы 80-го и 92-го бензина. Причем, второй сразу вызвал подозрение: слишком уж прозрачная жидкость. Топливо разливают по трем бутылкам. Это принципиально.
- Каждую бутылку мы пломбируем разрушающимся скотчем, имеющим номера, идущие один за другим. Три бутылки необходимы для того, чтобы оставить одну для продавца, который нам бензин продал, и две забрать с собой. Одна пойдет в испытательную лабораторию, вторая будет храниться как арбитражная, - продолжает объяснять Пронякин.
Всего в списке – четыре городские заправки. А за пару дней до рейда общественники уже проверили четыре АЗС. Если испытание октанового числа вскроет недобросовестность, активисты сообщат о результатах в контрольно-надзорные органы. Однако пока ответов от надзорников нет и по итогам прошлого рейда. Они появятся со дня на день. Отметим, за некачественный бензин заправки наказывают рублем – штраф может достигать 500 тысяч. При рецидивах деятельность АЗС останавливают.
- Мы самостоятельно провели мониторинг, но скажем, что результаты этого мониторинга очень неплохие. И, с нашей точки зрения, рынок отреагировал очень положительно на наш предыдущий рейд. Многие заправочные станции, по которым у нас на тот момент были вопросы (документы по ним еще будут составлены), отреагировали очень положительно. Многие исправились без непосредственных санкций, которые на них возложены, - считает руководитель проекта «Народный контроль» Дмитрий Павлов.
Дмитрий Павлов добавляет: сам пять лет не натыкался на плохой бензин, но друзья сетуют, что, мол, Владимирская область – топливная яма. Сами же водители обычно заправляются на проверенных местах и избегают небольших, сомнительных АЗС.
- Ну вот я в основном заправляюсь лично на «ЛУКОЙЛе». Служебные машины мы заправляем вот на таких заправках. Ну, это тоже понятно почему, - рассказывает автомобилист Леонид Козлов.
- Один раз я заправился на другой заправке. Даже газом пахнет. Ну, машина не едет. Надо масло менять. Все это идет. Ну, так, - сообщил водитель Юрий Тамоян.
Испытания октанового числа ревизоры проводят в лаборатории горюче-смазочных материалов в ОАО «Никтид». На каждую пробу – пять минут, и результаты готовы.
- Устройство, с помощью которого мы проверяем, называется УИТ-65. То есть, она единственная позволяет определить истинное октановое число, - уточнил руководитель службы общественного контроля качества ГМС Александр Пронякин.
Показатель октанового числа в норме во всех восьми пробах. Однако говорить, что этот бензин – хорош, пока рано. Есть и другие характеристики, которые в этот раз не проверялись. Как говорит Александр Пронякин, бензин, в отличие от дизельного топлива, подделать сложнее. Что касается итогов самого рейда, то Дмитрий Павлов отметил: за три года работы проектов АЗС действительно стали ответственнее. Конечно, не все, но шанс избавиться от негативной бензиновой репутации 33-й регион имеет.