История… длиной в 243 ступеньки. В Суздале уже вот-вот откроется уникальный музей колокола. В самом высоком архитектурном сооружении древнего города – Преподобенской колокольне. Официально – музей еще закрыт, однако, как только наша съемочная группа подтянулась к колокольне, за нами пошли и первые туристы.
- Куда эти колокола старинные идут? Они либо остаются при храмах: ну, где-то стоят, иногда кто-то выставляет их напоказ, кто-то нет. Их часто сдают в переплавку заводам колокольным, которые их переливают, а из их метала уже новые колокола рождаются. И так, глядишь, лет 30-40 - и вообще не останется старинных колоколов. И, конечно, необходимость сохранить всю эту культуру, показать именно то старинное искусство, которое в те годы еще создавалось – 200, 300, 400 даже лет назад, – вот это как раз послужило поводом для создания музея, - говорит Андрей Дьячков, руководитель музея.
От четвертого столетия до 21-го века. На первых пролетах – предыстория развития колоколов. Вот, кстати, тут уже через пару минут появится первый экспонат – било – прародитель колокола.
- А теперь можно рассказать о начале развития колокольного искусства. Вот здесь представлены била. Била деревянные, сделанные из плотной лиственной породы – в данном случае это ясень… используется. Это такой, можно сказать, предшественник музыкального сопровождения богослужения, - поясняет Григорий Сальников, ведущий специалист музея.
А вот тут своеобразная инсценировка: палуба корабля и мачта. Сотрудники музея отмечают: колокола - атрибут не только церковный, были они и на кораблях. И даже свое, уникальное, название имеют – рында.
- Они использовались – рынды – на корабле для сигналов. То есть, определенное количество ударов было: либо собраться всем на палубу, либо на обед… То есть, это как сигнал для матросов. Все-таки корабли они большие. Даже в 19-м веке размеры судна достаточно приемлемые, и, чтобы работник услышал сигнал, использовался вот этот колокол, - говорит Дарья.
От рынд и била – идем дальше… То есть, выше. Экспозиции располагаются прямо на пролетах. Кстати, поднимаясь по лестницам, зрители смогут не просто наблюдать, как появлялся и развивался колокол, но и собственноручно прикоснуться к истории – музей интерактивен: каждый экспонат нужно трогать руками.
- На колокола смотреть скучно, может быть. Хотя, это древнее, такое интересное искусство, но, тем не менее, все колокола одинаковы. Ну, может быть, размером отличаются и надписями… Тем не менее, везде одна форма – как один музыкальный инструмент. Поэтому была задача сделать этот музей максимально интересным для людей. Чтобы он был интерактивным. Каждый экспонат – знаете, как пишут: руками не трогать, а у нас наоборот – нужно всё будет трогать руками. То есть, нужно будет самому участвовать, - говорит Андрей Дьячков, руководитель музея.
И так… до самой смотровой площадки. Уже в заключение венчает выставку действующий звукоряд колоколов с благовестником. Ей, кстати, и звонарь особо не нужен. Современные приводы, которые могут на колокольне заменить человека.
Главная цель музея – не только рассказать об истории колокола. Энтузиасты, чьими руками и на чьи средства создается музей, хотят привлечь внимание к изрядно затянувшейся реставрации Преподобенской колокольни.
Первый неофициальный смотр прошел. Но в ближайшее время, говорят руководители, будет официальное открытие композиции. Однако дату пока не уточняют – ведь работы еще много.