Руководитель Владимиро-Суздальского музея-заповедника Игорь Конышев выступил в качестве гостя в программе «На всю Владимирскую». Ведущий Александр Козлов задал ему наиболее злободневные вопросы по ситуации в ВСМЗ. В том числе и те, которые оставляли зрители на сайте «Губернии 33». Вот темы, озвученные в ходе программы:
Письмо и петиция президенту
Разговор в студии начался с темы письма сотрудников музея, общественников и ветеранов президенту России за отставку Игоря Конышева и петиции, которую подписали более 2,5 тысяч человек. По словам гендиректора, все это никак не сказалось на его деятельности, а сам он относится к петиции достаточно спокойно.
- Я уже неоднократно об этом говорил: каждый человек имеет право высказать свое мнение. Тем более что тезисы, озвученные в петиции, по большому счету не имеют сутевого значения. Коллеги жалуются на какие-то вещи, которые лежат в рамках устава ВСМЗ и контракта с директором. По уставу именно директор принимает решения в музее, никаких других органов управления в этой организации нет, - сказал Игорь Коныше
- Я не буду останавливаться на Золотых воротах, - начал свой ответ на этот вопрос гендиректор ВСМЗ. - Скажу в целом по экспозициям. Действительно, мы сейчас пытаемся понять, какие из них и в какой последовательности нам хотелось бы реэкспонировать. Некоторые просто физически устарели, и их надо менять. В этом нет ничего страшного: в современном мире экспозиция в музее живет не больше 10 лет. В 2020 году мы поставили себе цель обновить четверть экспозиций. У нас есть проблемы со светом, с подачей материала, все это как раз реэкспозиция и решает.
Что же касается легендарной диорамы, Игорь Валерьевич считает:
- Ее надо либо реставрировать, либо менять на что-то. В течение первого полугодия мы определимся с научными сотрудниками, задача была им поставлена, проведем ученый совет и определимся в последовательности изменений музейных экспозиций.
Кадровая политика, увольнение сотрудников- Работу по проекту восстановления имения Храповицкого музей начал вести по поручению президента России. Проектными мастерскими ЦНТПМ было подготовлено 14 томов. Сегодня реставрация усадьбы – это по-прежнему наша цель?
- Что касается 14 томов, то это не совсем проект. Это некая пояснительная записка, рекомендации по реставрации объекта. Проект реставрации усадьбы будет стоить примерно 150 миллионов рублей. Заявку на эти деньги мы подали в конце прошлого года. Но пока положительного ответа не получили. А на саму реставрацию понадобиться больше 2 миллиардов рублей. Но пока нам важно понять, что мы хотим там сделать – музей-усадьбу или музей в усадьбе? Если это музей-усадьба, нам придется (честно говоря, не понимаю как, поскольку исходного материала очень мало) придумывать, как была устроена усадьба, где была лепнина, расписные потолки и т.д. Второй подход – создание музейного пространства в усадьбе, не пытаясь сделать новодел, имитируя историческое прошлое. Эту развилку тоже надо пройти. А музей ее не прошел. Никаких документов – ни протоколов ученого совета, ни других заседаний, в которых было бы зафиксировано, по какому пути мы идем, в музее нет. И здесь хорошая тема для обсуждения: почему бы нам не обсудить – что хочет видеть владимирская общественность в усадьбе Храповицкого, какой музей, какие пространства? Тем более что денег нет, и в этом году вряд ли будут, - отметил Игорь Конышев.
В эфире программы прозвучал видеовопрос доктора политических наук, профессора Владимирского филиала РАНХГС, общественника Романа Евстифеева:
Он также отметил, что в организации есть сотрудники – носители уникальных компетенций, и задача руководства – приставить к ним молодого сотрудника, чтобы они в течение 1-1,5 лет ввели его в профессию.- Главный мой вопрос о людях, которые работали в музее и ушли оттуда за последние месяцы. Из СМИ мы знаем разные версии – то это сезонные работники увольняются, то люди пенсионного возраста. Но из тех же СМИ мы поняли, что это люди не совсем той категории. Они говорят, что для того, чтобы их уволить, применялись шантаж и угрозы. Это было опубликовано. Тут либо одно, либо другое: либо применялись шантаж и угрозы при их увольнении, либо эти работники врут, и они не правы и клевещут на руководителя. Мне бы хотелось понять: что происходит?
- Со стороны директора никаких угроз и никакого шантажа не применялось. Я достаточно давно работаю руководителем и понимаю, в каких правовых рамках существует директор. И поверье, опускаться до угроз и прочего вряд ли бы я стал. Что касается увольнений – здесь две больших категории. Во-первых, пенсионеры, их у нас больше 50%. При развитии техники и всего остального человек пенсионного возраста просто не может владеть вещами, которые требуются сейчас от сотрудника. Этот процесс ротации кадров должен был начаться в музее еще лет 10 назад, по крайней мере все крупные музеи начали его достаточно давно. Здесь нам приходится догонять, - подчеркнул гендиректор ВСМЗ.
- А дальше уже как пойдет – сможет этот возрастной человек дальше трудиться или нет, научился его ученик или нет, - добавил он. - Говоря о возрастных смотрителях: это не просто бабушка, которая сидит на стуле и дремлет, это, простите, элемент физической защиты! В крупных музеях основу смотрителей составляют вполне молодые сотрудники, которые в случае чего могут скрутить супостата и не дать нарушить ему покой музея. В среднем смотритель в ВСМЗ получает 25-26 тысяч рублей. Я считаю, что за счет оптимизации бабушек-смотрителей мы сможем взять на эти должности более молодых по возрасту сотрудников.
- Я себе систему безопасности в федеральном музее несколько иначе представлял, - прозвучала реплика Александра Козлова.
Развлекательная составляющая туристического продукта
Ведущий программы рассказал, что в свое время встречался в этой студии с экс-директором ВСМЗ, Светланой Мельниковой. И задал ей вопрос о нашей региональной туристической специализации, о взгляде на развлекательную составляющую владимирского турпродукта. Светлана Евгеньевна ответила примерно следующее: "К нам едут не за развлечениями, а за исконной Русью, за ее историей, за ее духом. А развлечения турист ищет в других местах".
В ответ на вопрос о том, что присутствие рояля в интерьере Крестовой палаты нарушает музейное пространство экспозиции, что это неисторично, так как в 17-м веке РПЦ не жаловала музыку, кроме колоколов и певчих, - Конышев ответил следующее:- Если говорить о посещаемости наших объектов, то, безусловно, самая высокая у объектов белокаменного зодчества, которые входят в список ЮНЕСКО. Но мы не должны забывать, что кроме познавательного, музейного туризма существует еще и семейный туризм. Он очень хорошо представлен в Суздале, куда люди приезжают на длинные выходные или в отпуск и готовы участвовать в каких-то развлекательных мероприятиях. Музейный туризм и развлекательный туризм друг друга не исключают. Именно с этим связано приобретение рояля, который сейчас находится в Крестовой палате суздальского Кремля. И 25 марта в 17 часов мы ждем наших гостей на замечательном концерте солистов оркестра Большого театра, - отметил Игорь Конышев.
- Мы не музей РПЦ. Есть примеры нахождения рояля в палатах 16-17-го века, это музеи Московского Кремля, в Грановитой и Оружейной палатах есть рояль, причем, в отличие от нашего кабинетно-салонного рояля, там концертный рояль. Какое-то время рояль в Крестовой палате поживет.
Отвечая на вопрос Александра Козлова, почему у директора музея там много заместителей (7 замов и один директор по развитию; для сравнения: у директора Эрмитажа – всего 5 замов), Игорь Конышев заметил, что руководитель музея сам устанавливает численность своих заместителей.
- Директор должен выполнить государственное задание в том объеме, какой ему предписан. А какими силами он будет это делать – это внутреннее дело музея, - констатировал он.
Игорь Конышев также пообещал дать ответы в письменной форме на все вопросы, поступившие на сайт «Губернии 33», на которые он не успел ответить в рамках телевизионного эфира.- Я всегда за диалог с общественностью, мы говорим об этом с осени прошлого года. Правда, диалога пока не получается. Что касается формы этого взаимодействия, то формата общественного совета при бюджетном учреждении нет. А создать что-то, что бы действительно работало вне правового формата, сложно. Но все зависит от того, что мы хотим получить. Нам надо встретиться с коллегами, провести консультации и под эту задачу создать ту форму общественных обсуждений, которая была бы комфортна всем – и музею, и людям, которые в этом заинтересованы, - заявил гендиректор ВСМЗ.