Во Владимире нет официальных кладбищ для домашних животных. Поэтому в микрорайоне Оргтруд, неподалеку от кладбища для людей, буквально в пятидесяти метрах, расположились могилки для кошек и собак. Марта Ивановна, Маркиз, Рекс, Тузик — имена этих зверей написаны на табличках. Здесь же указаны даты рождения и смерти животного. На некоторых могилах даже есть православные кресты. Официальные кладбища для животных есть только в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому и возникают такие стихийные погосты. Владимирцы относятся к ним негативно.
— В любом случае должны быть специализированные места. Просто мы живем здесь, ходим в лес гулять. И, если честно, неприятно, что тут рядом кладбище. И там же животные. Хотя у меня самой тоже очень много животных. Но мы туда не носим хоронить, — рассказала жительница микрорайона Оргтруд Яна Аникина.
Однако, даже появление официальных мест для захоронения животных — не гарантия того, что умерших кота или собаку не закопают в лесу или на садовом участке.
— Где-то хоронить их надо. Надо отвести такое место. Вообще это зависит от нас самих: какие мы люди, как относимся к кошкам и собакам. Если это мое животное, вот была у меня собака, я ее около сада зарыла. И цветок ей посадила. Потому что она мне была дорога. Десять лет со мной жила, — делится жительница микрорайона Оргтруд Валентина Медянцева.
Директор департамента ветеринарии администрации Владимирской области Максим Тихонов ссылается на ветеринарное законодательство. В нем сказано, что трупы домашних или сельскохозяйственных животных относятся к биологическим отходам.
— Поскольку животные могут болеть и опасными болезнями, чтобы не было распространения этих заболеваний законодательством предусмотрен именно такой способ уничтожения — путем сжигания. Перед тем, как направить животное на утилизацию, необходимо обратиться к ветеринарному специалисту, который сделает заключение и оформит ветеринарную справку, — комментирует ситуацию Максим Тихонов.
Без ветеринарной справки кремировать четвероногих не станут. У животных могут быть заразные болезни. Например, бешенством болеют не только кошки и собаки, но и грызуны. Грунтовые воды могут разнести этот вирус. Выкидывать тело животного в мусорный контейнер — это тоже нарушение санитарных норм и закона.
— Предусмотрен административный штраф от четырех до пяти тысяч рублей. И накладывается он органами ветеринарного контроля. Помимо административной ответственности, мы должны нести внутренне самоограничение, поскольку возможно разнесение инфекции для других животных, которые содержатся в открытой природе, — сказал юрист проекта «Защита потребителя» Евгений Соловьев.
Услуги по утилизации животных оказывают несколько компаний во Владимире. Одна из них — «Вторма-Клининг». Звонки от частных лиц сюда поступают редко, примерно раз в месяц. Но как только люди узнают цену вопроса, телефонный разговор сходит на нет. Кремация питомца обходится в пять-семь тысяч рублей. Ради одного животного запускать оборудование просто нерентабельно.
— Жители Владимира могут прийти в любую лечебницу, в любую ветеринарную клинику. И у них должен быть договор с компанией, которая занимается уничтожением биологических отходов. Это мы и наши соседи по рынку УНР 17, — рассказал начальник отдела утилизации отходов Сергей Аникеев.
В УНР-17 стоимость кремации зависит от веса животного, за один килограмм нужно заплатить порядка трехсот рублей. Это, конечно, влетает в копеечку. Да и владимирцы пока не готовы сжигать своих питомцев даже после их смерти.