Может ли макет оружия довести до уголовного дела? Этот вопрос обсуждался в ходе круглого стола совместно с реконструкторами, сотрудниками Росгвардии, депутатами ЗС и членами Общественной палаты региона. Первым выступил руководитель «Гардарика» Алексей Тюренков. Летом 2017 года против его предшественника — Евгения Терехина — возбудили два уголовных дела за «незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия». В его доме сотрудниками полиции были найдены два пистолета-пулемета Шпагина, три винтовки Мосина, наган и несколько гранат.
— Была инициирована последующая экспертиза с адвокатами. Она показала, что данные макеты оружием огнестрельным не являются. И что будет дальше, мы не знаем, — говорит руководитель военно-исторического клуба «Гардарика», г. Гусь-Хрустального.
Сейчас ведется следствие. Терехину грозит до шести лет лишения свободы. Естественно, в кругах реконструкторов произошедшее вызвало недоумение. Многие из них не понимают, что им делать со своими макетами оружия.
— Мечом это в принципе назвать нельзя. Он затупленный. Это реквизит меча. Макет. За это могут посадить? Просто реально страшно, — спрашивает одна из девушек-реконструкторов.
— Никто с позиции взгляда на глазок вам не определит и не скажет, можете ли вы использовать эти предметы деятельности или нет. Вообще, на каждый предмет, если мы говорим про реконструкторов и про массогабаритные макеты, должен быть соответствующий сертификат для того, чтобы вы не боялись проводить свои мероприятия, — рассказывает врио заместителя начальника управления Росгвардии Андрей Прохоров.
Но тут есть загвоздка. Центров по выдаче сертификатов в регионе, да и в целом по стране, не существует. По итогам круглого стола была создана рабочая группа. Ее участники в ближайшее время сформулируют и направят свои предложения в Госдуму, чтобы прецедентов, подобных гусевскому, больше не возникало.