Обзоры

Экономические итоги 2018 года

Сегодня в эфире телеканала «Губерния 33» мы подводим экономические итоги 2018 года. Года сильных потрясений и серьезных ожиданий, года больших проектов и отказа от еще бОльших, года реформ и в то же время — стабильности.

В 2018-м крупные владимирские предприятия трясло, причем потрясения сказались не только на заводах т.н. «старой экономики» — «Точмаше», «Автоприборе», «ВЭМЗе», Тракторном. Но и коснулись новичков — например, инновационного «СТЭС-Владимир», которое подкосил валютный кредит. Производителю пеностекла, импортозамещающего материала для нефтегазовой и строительной отрасли, вызвался помочь «белый дом», который вышел на основного кредитора (Внешэкономбанк) с предложениями по реструктуризации задолженности и дальнейшему развитию предприятия. Причем на время этих важнейших решений предприятие не останавливалось. Проблемы заводов с более богатой историей копились, по признаниям экспертов, даже не годами, а десятилетиями. Отметивший в этом году 85-летие «Точмаш», который сохранили как юридическое лицо, фактически переехал в Ковров. Конечно, не весь: площадку бывшего предприятия вновь рассматривают как промпарк, ранее запрещенные для нового жилья территории вокруг завода застраивают, распродают другие активы — например, склады у «Глобуса». Содержать пустующие площади двух заводов посчитали слишком накладным. Около 170 сотрудников ездят либо переселились в Ковров: производство газовых центрифуг нового поколения сконцентрировали на КМЗ, который также входит в топливный холдинг «Ростатома» ТВЭЛ.

Завод «Автоприбор» получил старое-новое имя: теперь это «Научно-производственный комплекс «Автоприбор». Там трудоустроены почти все бывшие сотрудники — немногим меньше 900 человек. Средняя зарплата оказалась чуть выше, чем на «старом» «Автоприборе» — 33 тысячи рублей. Правда, на общем позитивном фоне новостей о сохранении завода, его профиля и коллектива потерялись более поздние сообщения о небольших сокращениях. Их объяснили «сезонным спадом». Строительные холдинги из столицы теперь владеют не только «Автоприбором». А в стройотрасли также случаются кризисы: проблемы московской «Урбан Групп» били и по промпредприятиям в нашей области, которые перешли на 3-дневный режим работы.

«Владимирский моторо-тракторный завод» перешел под контроль «Ростеха», со всем клубком бед и долгов. Здесь сократили последние три сотни рабочих и долго бились за выплату им зарплаты. Год завод просто стоял. А к осени нанял 9 человек — консервировать цеха. На том богатая история ВТЗ пока и остановилась.

Многие предприятия копили долги по зарплате: нередко приходилось вмешиваться Следственному комитету. Однако крутого пике в статистических данных по году, пусть пока и предварительных, не наблюдается. За счет новых проектов, стартовавших в регионе да и зарабатывать рабочие стали больше. Опять же, по статистике. Средняя зарплата по региону, по данным за январь — май, впервые превысила 30 тысяч рублей. Больше всего получают в Коврове — почти 39 тысяч рублей, на втором месте Петушинский район — 38 500 рублей. Третье место у Камешковского района — 37 800 рублей. Жители областного центра в среднем получали 36,5 тысяч рублей. Хотите верьте, хотите нет. Среднемесячная заработная плата одного работника в январе-сентябре увеличилась на 10,3% и доросла до 30495 рублей 80 копеек. Реальная заработная плата выросла на 7,9%. За неполный год в органы содействия занятости обратились 33 тысячи 622 человека, статус безработных получили 13800 человек. К ноябрю официально безработных осталось 6 тысяч, уровень безработицы фиксировали на отметке 0,8% от экономически активного населения. Наибольшее число незанятых зафиксировано в Муромском и Селивановском районах (1,8%). Хотя работа есть. Заявленная работодателями потребность в работниках к ноябрю — 18028 единиц. Коэффициент напряжённости (численность незанятых граждан в расчёте на одну заявленную в органы службы занятости вакансию) в среднем по области — 0,5 чел. Наибольшее его значение отмечено в Муромском и Селивановском районах и Радужном, где на одну вакансию претендовали 2 человека. Неполная рабочая неделя сейчас в 29 организациях области.

Одним из проектов, призванных не только получить новые заказы и двинуться вперед на пути к конверсии, но и компенсировать негативные новости с других заводов, проектом едва ли не политическим, стало производство тракторов на КЭМЗе. Гигант ковровской промышленности новые идеи выдавал одну за другой, но эта действительно может стать коммерчески успешной. Ростех, владелец завода, приступил к серийной сборке тракторов ANT 4135F. Трактор изначально чешский, но запчасти — по большей части локализованные, российские. Машины такого класса Россия вовсе не производила, а потребность рынка в них есть. «К 2020 году объем продаж наших новых машин прогнозируется на уровне 650 штук в год, начиная с 2022 года — около 1 тысячи единиц в год, — сообщал тогда глава Ростеха Сергей Чемезов. Ставший центром станкостроения завод, для расширения производства станочного оборудования возводит новый корпус в 5 тысяч квадратных метров.

Гусевский «Гусар» — не менее громкое имя. Новый литейный цех, в который инвестировали 1,7 миллиарда рублей, вырос чуть больше, чем за год. Здесь отливают запорно-регулирующую арматуру для проектов, в том числе, на арктическом шельфе. Чужая «литейка» предприятию стала не нужна. Две тысячи парашютов военного и гражданского назначения в год теперь будут производить на Киржачской земле. 26 июля здесь открыли крупнейшее производство общей площадью 5 тысяч квадратных метров. «Парашютный завод № 1» построен Ростехом в рамках Федеральной целевой программы по развитию оборонно-промышленного комплекса. В мае официально начал работу «Биотум» — или, как его назвали противники-активисты и журналисты, «битумный заводик» на границе Владимира и деревни Рукав. «Биотум» выпускает строительные материалы: гидроизоляцию, жидкую резину, геосетки, дорожные мастики. Впрочем, на самом предприятии уточняют: оно по-прежнему находится в стадии пуско-наладочных работ, а сейчас на объемах выпуска сказалось сезонное падение спроса. Напротив, строительство серного завода для нужд шинной промышленности в Петушинском районе пришлось остановить: как и в случае с «Биотумом», произошел фальстарт — стройка закипела без разрешений. «Волгабас» окончательно материализовался и начал в этом году производить электробусы. Появление во Владимире второй метановой заправки «Газпрома» поможет прижиться газовой технике этого предприятия. На транспортном рынке Владимира окончательно закрепился монополист — компания АДМ, а прежний лидер, «Бигавтотранс», этот рынок окончательно покинул. Экологическая составляющая инвестпроектов не раз поднимала волны негодования. Так было и с проектом крупного свинокомплекса в Тарбаево Суздальского района. 1,2 млрд. рублей инвестиций, около 300 новых рабочих мест, восстановление социальной инфраструктуры — таким бы мог быть этот проект, если бы не два «но». Всё тот же фальстарт строителей и нежелание как минимум одной семьи активистов дышать тем, чем обычно пахнет в районе свинокомплексов. В итоге инвестор — Вадим Дымов — «свинский» проект перенес в другой регион, но от планов на Тарбаево не отказался. Компания «Дымов» объявила о намерении создать современный комплекс крупного рогатого скота, сосредоточив силы на развитии молочного производства.

Ближе к концу года стало известно, что Владимирская область включена в нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» на 2019 год. Регионы отбирались по представленным программам и по оценке потенциала экономики региона с точки зрения роста в несырьевых отраслях. Регионы-участники получат доступ к льготным займам на техперевооружение под 1%, льготным кредитам, грантам на НИОКР до 300 млн рублей от фонда «Сколково», налоговым преференциям, программе поддержки автоматизации и использования цифровых технологий, экспортному акселератору для выхода на новые рынки сбыта. Изменения коснулись и сферы энергетики региона. Дважды за год сменился гарантирующий поставщик электроэнергии. Отношения с потребителями начали складываться непростые: компании за первые три месяца работы оказались должны «Энергосбыт Волга» 230 миллионов рублей. Аграриев-должников стали отключать. В августе, когда число отключенных заметно выросло, компания предложила должникам бесплатный энергоаудит — для сокращения их издержек.

Больная для центральных регионов тема — завоз столичного мусора и новые тарифы на вывоз ТКО. Под самый конец года глава нашей области Владимир Сипягин остановил «мусорную реформу», которую участники рынка назвали откровенно не готовой. Немногим ранее он признал, что московский мусор в регион точно везут. Секрета здесь не было, просто на эту тему говорить было не принято: слишком много в ней политики и интересов разных сторон. Частные Александровский и Болдинский полигоны за год прилично подросли. На александровскую свалку губернатор даже лично заехал. Тем временем департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу вышел в суд с иском против властей Филипповского сельского поселения и ряда бывших и нынешних владельцев потенциального киржачского полигона. На этой земле действительно нашли ценный лес площадью 1500 га, а не ненужный танковый полигон. Реформу отложили на год, чтобы тщательно проработать, «мусорного коллапса» не произошло. Еще одно из требований губернатора при доработке территориальной схемы обращения с отходами — перекрытие потока мусора из других областей, в том числе из Москвы.

Пять лет регион жил в ожидании «стройки века» — ВСМ-2 «Москва-Казань». Но президент Владимир Путин усомнился в необходимости появления первого отрезка дороги, который должен пройти по территории нашей области — и пока в ней и остановиться. В правительстве тоже публично выражают сомнения в его экономической целесообразности. Связано это с тем, что государство в ближайшие годы планирует траты и на другие не менее важные проекты. Причем дублирующие и касающиеся непосредственно Владимирской области. В частности, на строительство платной автодороги Москва — Казань и реконструкцию М7. В отличие от всех обсуждаемых пока проектов, последний вовсю идет: ремонт будет продолжаться и дальше, охватывая новые участки (например, Южный обход Владимира). Сама стройка бьет и будет бить по экономике, как минимум, транспортных предприятий, но ремонт рано или поздно закончится, а мы станем регионом ровных дорог. 

И еще о строительстве. По данным на начало ноября, в области успели построить 4561 квартиру общей площадью 453,4 тыс. кв. метров: к концу года эта цифра заметно вырастет. Почти все города и районы за этот год построили жилья больше, чем в году 2017-м. Рекордсменом по росту объемов оказался Муром (в 2,3 раза). Далеко не все ведомства успели к началу года опубликовать статданные по отраслям региональной экономики. Можно лишь отметить, что село «росло» в производстве картофеля, но «падало» в свиноводстве и птицеводстве, также падение по итогам первого полугодия фиксировалось в отрасли платных услуг населению и строительстве индивидуального жилья. А вот рынок полезных ископаемых показал рост.



Возврат к списку


Новости губернии

Загрузка...