Новости Общество

Ковровские разработчики создали беспилотную «Газель»

Это — «Газель», которая ездит без водителя. Проект команды разработчиков из Ковровской государственной технологической академии вошел в число участников конкурса «Зимний город». Призовой фонд достойный — победитель получит 175 миллионов рублей. Пока закончился квалификационный этап. Жюри оценивает те видеозаписи, которые демонстрируют базовые функциональные возможности беспилотных автомобилей. Главная задача такой машины — не просто проехать без человека за рулем, но и соблюсти все правила дорожного движения.

— Без аварий, с учетом пешеходов, которые не всегда переходят дорогу в положенном месте. С учетом водителей, которые могут ехать на красный свет. С учетом пропадания спутникового навигационного сигнала, с учетом отсутствия дорожной разметки в городе, — рассказал завкафедрой робототехники и комплексной автоматизации КГТА Андрей Карпенков.

Создание робота, который смог бы все это выполнять, и программ под него — работа комплексная. Трудится целая команда — это студенты четвертого курса, преподаватели и специалисты предприятий Коврова, всего порядка 15 человек. У каждого своя зона ответственности. Кто-то занимается построением общей архитектуры беспилотного транспортного средства и тем, как будет работать интеллектуальная составляющая. Кто-то — механикой и электрикой.

За обработку видеосигналов и распознавание роботом дорожных знаков отвечает Олег Мартынов, преподаватель Ковровской технологической академии.

— Ищем знак парковки. Вон он вдалеке. Он пока еще не определяется. Мы сейчас к нему подъедем. Зеленый большой квадрат — это область поиска. Маленький — это где он ищет знак. Вот красным загорелось — это значит нашли. Внизу загорелся номер знака. Один знак мы нашли, — объяснил Олег Мартынов.

Робот обрабатывает изображение меньше, чем за секунду. Работает специальная программа, которая анализирует видеопоток, идущий с камеры в машине. Задается определенная область поиска. И в ней ищется соответствующий образ. К примеру, распознал робот знак «Пешеходный переход», машина останавливается, включается лазерный дальномер. Авто стоит до тех пор, пока на дороге есть пешеходы. Этим проектом Олег Владимирович занимается уже четвертый год. Говорит, что наладить визуальную навигацию и распознавание дорожных знаков — задача непростая.

— Первая сложность — это то, что при движении существенно искажается сам объект. То есть когда мы изменяем угол зрения на объект, он очень сильно искажается, и соответственно распознавание затрудняется. Вторая сложность — это изменение освещенности. Причем оно может настолько сильно исказить образ, что его очень сложно становится распознавать. Например, синий цвет при определенном освещении становится вообще черным. А, как мы знаем, синий цвет играет базовую роль во многих знаках, — сказал кандидат физико-математических наук Олег Мартынов.

Сейчас «Газель» имеет два режима: дистанционное управление в ручном режиме с помощью пульта и полностью автономное движение. Когда на карте ставится точка, машина сама строит маршрут и едет до конечной цели. Разработчикам предстоит еще усовершенствовать некоторые команды по управлению и частично поменять оборудование на более современное. Что касается сферы применения — такой транспортный робот может приехать, допустим, с провизией или медикаментами в труднодоступное место. Причем система управления универсальная. При желании ее можно переставить и на другой автомобиль.

Автор: Екатерина Старикова


Возврат к списку


Новости губернии

Загрузка...