Археологи выяснили, где жили итальянские мастера, которые в XII веке помогали строить церковь Рождества Богородицы в Боголюбове. Раскопки проводили ученые Института археологии РАН при содействии Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Экспедиция исследовала храмовый комплекс с 2015 года.
— Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал для заключений как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что с высокой степенью вероятности в строительстве этого храма участвовали мастера из северной Италии — из Ломбардии и Эмилии-Романьи, — отметил член-корреспондент РАН Владимир Седов, руководитель экспедиции.
Церковь Рождества Богородицы была построена по заказу князя Андрея Боголюбского в конце 1150-х — первой половине 1160-х годов. В храмовый комплекс также вошли белокаменные переходы от церкви к дворцу и постройкам и лестничная башня. Именно она и переход на хоры церкви сохранились лучше всего. После того, как в 1722 году храм обрушился, позже его заменили барочной церковью. Лестничная башня также была надстроена в середине XVII кирпичной колокольней с шатровым верхом.
Представители института археологии в 2015 году раскопали ранее неизвестные часть северного портала и основание угловой колонки лестничной башни. Оказалось, что базы колонок были формы «когтей» или «листьев». При этом цоколь храма имел сложные обломы.
Фото: Институт археологии РАН
«Эти декоративные особенности позволили предположить, что храм на Владимирской земле был построен незаурядными мастерами, напрямую связанными с романской архитектурой Северной Италии», — сообщают представители ИА РАН.
Подобные колонны можно найти, например, в Кафедральном соборе Модены (католический собор в Эмилии-Романья, Италия). Кроме того, практически такие же полуколонны, как на стенах храма в Боголюбове, встречаются в базилике Сан-Микеле в Павии. Таким образом, специалисты определили, что над храмовым комплексом в Боголюбове работали мастера из Северной Италии.
Помимо прочего, археологи обнаружили мощение из блоков белого камня перед стеной возле основания колонок — это часть окружавшей собор площади.
Фото: Институт археологии РАН
Однако, по окончании работ шурфы засыпали, и архитектура старого храма сновь оказалась скрыта.
— Наверное, следует поднять вопрос о полном открытии и музеефикации сохранившихся частей великолепного белокаменного сооружения и внутри, и снаружи. Это позволит всем видеть первоначальные архитектурные формы, а также улучшит состояние стен, сейчас полностью или наполовину скрытых грунтом и потому отсыревающих. Но это уже работы большего масштаба, требующие административной и финансовой поддержки, — резюмировал Владимир Седов.