Один из эпизодов нового сериала «Золотая орда» режиссера Тимура Алпатова, пожалуй, самый драматичный момент картины: молодую жену князя Бориса Устинью насильно отдают монгольскому хану, причем с согласия ее собственного мужа. Действие картины происходит во времена монголо-татарского ига. Фильм демонстрируется на Первом канале, и уже вызвал неоднозначную реакцию зрителей. Главный упрек — в отсутствии историзма.
— Если в советское время в художественных фильмах был научный консультант, кто-нибудь из Академии наук, крупный специалист, который выставлял какую-то канву, сейчас этим не обременяют. Поэтому режиссер захотел сделать, выделили ему много денег, и он на эти деньги снимает то, что никакого отношения к реальности не имеет, — считает доктор исторических наук, профессор Андрей Тихонов.
Впрочем, создатели фильма на объективное отражение исторических реалий не претендуют. Картину заявили в жанре фэнтези. Однако в произведениях этого жанра действие, как правило, происходит в вымышленном мире, присутствуют сверхъестественные существа и явления. А в «Золотой орде» главное место действия — реальный город Владимир 13-го века, который почему-то предстает исключительно в виде деревянных построек. Хотя знаменитые белокаменные храмы — Успенский и Дмитриевский соборы и Золотые ворота — были построены еще в 12-м веке. А княжеский двор, где и происходят центральные эпизоды картины, так называемый детинец, в те времена окружала каменная стена.
— Мне кажется, было сложно возвести белокаменные храмы и у нас тоже снять. Непонятно, почему их не показали, может быть, потому что древняя Русь ассоциируется с деревянными постройками у кого-то. Но мы каждый раз на работу приезжаем мимо белокаменных храмов, поэтому у нас совсем другое отношение, — отмечает заведующая отделом Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи Анастасия Королева.
Вымышленными являются и многие герои картины, в том числе владимирский князь Ярослав. Его имя может вызвать ассоциации с Ярославом Всеволодовичем (сыном Всеволода Большое Гнездо), который находился на престоле Владимирского княжества с 1238 по 1246 год.
Фото: скриншот из сериала «Золотая орда»
Но в это время правителем Золотой Орды был Бату-хан (Батый). А в сериале правителем Золотой Орды уже выступает преемник Батыя — хан Берке, который управлял Ордой с 1257 года. Монгольский хан Менгу-Темир, который в фильме обозначен как племянник хана Берке, на самом деле являлся внуком Батыя.
Фото: скриншот из сериала «Золотая орда»
Создатели фильма настойчиво рекомендуют не искать соответствия в исторических деталях, а наблюдать за отношениями людей. Но и здесь чуть ли не с первых кадров хочется, подобно Станиславскому, сказать: «Не верю!».
— Характеры женщин, то, как они показаны в фильме, абсолютно непонятно, откуда взяты их черты. С трудом верится, что князь мог отдать свою жену хану, — делится своими впечатлениями от фильма Анастасия Королева.
Действительно, этот поступок для русского князя, мягко говоря, странный. В реальности он означал бы полную потерю авторитета в глазах народа: ведь если князь даже свою семью отдает в рабство, кого он вообще может защитить? И тому подтверждение — известная из летописей история Евпраксии Рязанской. Подробно она изложена в «Повести о разорении Рязани Батыем». Во время монголо-татарского нашествия, узнав о красоте жены рязанского князя Федора, хан Батый велел привезти ее в Орду. Князь Федор отказался отдать свою жену, по преданию сказав хану:
— Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь.
За это Федор был убит. А Евпраксия, узнав о судьбе мужа и своей будущей участи, с маленьким сыном на руках сбросилась с крыши терема, предпочтя смерть позору.
Фото: скриншот из сериала «Золотая орда»
— Как профессиональный историк я не смотрю эти фильмы, эту чушь, иногда просто посмотришь — это не смешно даже! Режиссеру надо снять фильм на потребу публике, там в центре какая-то любовная история, и все вокруг нее, и успех обеспечен, а есть там правда, нет, — это никого не интересует на самом деле, — говорит Андрей Тихонов.
Впрочем, есть мнение, что даже обращение к такому, весьма относительному описанию исторических событий, может стать первым шагом к познанию истории.
— Кто-то останется на первой ступени — пускай, а кто-то посмотрит, придет в музей, посмотрит диоораму Владимира, поинтересуется у сотрудников музея, как на самом деле все было. Кто-то и на этом не остановится — пойдет в библиотеку, источники посмотрит. А кто-то вообще отправится в архив или в научною библиотеку московскую, попробует с летописями познакомиться. Историю свою надо знать, конечно. Я надеюсь, что этот фильм как раз и побудит к тому, чтобы люди узнавали историю своей страны и своего города, — считает Анастасия Королева.
Однако, учитывая слабое знание истории у населения, можно предположить, что большинство зрителей подобный сериал скорее запутает и создаст ложное представление о таком драматичном и неоднозначном периоде в отечественной истории как монголо-татарское иго. Ведь искусство должно не только развлекать, но, в первую очередь, обучать и воспитывать, развивая хороший вкус.