Новости Эксперт

Андрей Звягинцев: «Я не хочу создавать образцы для подражания»

Выбор трагического сознания. Так определил известный кинорежиссер Андрей Звягинцев суть своих фильмов. Автор нашумевших лент «Возвращение», «Изгнание», «Елена» и скандального «Левиафана» уже получил целый ряд престижных зарубежных наград. В том числе Золотого Льва Венецианского кинофестиваля и приза жюри в Каннах. В России же каждый его фильм воспринимается болезненно, не обходится без критики. Во владимирском киноклубе «Политехник» Звягинцев провел творческую встречу перед показом своей новой картины «Нелюбовь».

— Как вы объясните успех ваших фильмов за рубежом и неуспех в родной стране? — таким был первый вопрос Звягинцеву.

4.jpg

— Если сказать, что эта волна жесткой критики, обвинений в человеконенавистничестве, нелюбви к своим персонажам, к русскому человеку и т. д. началась с «Елены» (поскольку это первый фильм, который был брошен в сегодняшний день, актуален для нас), то это не совсем так. Картины «Возвращение» и «Изгнание» тоже были встречены холодно. Причины этой холодности и открытости и теплоты западного зрителя мне объяснить трудно, — ответил Андрей Звягинцев.

По словам режиссера, в своих фильмах он не ставил целью угодить западному зрителю, просто на Западе люди открыты всему новому, им интересен мир с разных сторон. Режиссера поразило то, что на показе «Нелюбви» в Лондоне уже в 11 часов утра зал на 800 мест был полон, причем на фильм пришло много пожилых людей. Отвечая на вопрос о своем творчеством пути — от актерского образования до авторского кино, Андрей Звягинцев отметил фильм М. Антониони «Приключение», который перевернул его понимание кинематографа и после которого он понял, что хочет снимать кино. Из любимых российских фильмов Звягинцев назвал «Андрея Рублева» Тарковского.

Звягинцева нередко называют пессимистом и мрачным режиссером. В ответ он говорит, что считает себя реалистом. 

— Я тот самый реалист, который смотрит в будущее с оптимизмом или с пессимизмом — на самом деле, все зависит от настроения, — отметил Звягинцев.

5.jpg

Режиссера также спросили, читает ли он отзывы на свои картины.

— Наслушавшись и начитавшись выражений типа: «Этот режиссер не любит не только своих персонажей, но и людей, да что там людей — русских людей!», я заглянул в Инстаграм. Меня порадовали короткие рецензии. Процентов 80 людей говорили, что в фильме «Нелюбовь» они узнают себя или своих соседей, знакомых. Многие указывали, что фильм обязателен к просмотру. Тогда я успокоился и больше не возвращался к этой теме. Для тех же, кто говорит, что таких людей (как в фильме «Нелюбовь») нет, я хочу напомнить историю времен Достоевского. Когда был опубликован роман «Преступление и наказание», группа студентов вышла на улицу с плакатами «Мы не убийцы». «Какие дураки, — узнав об этом, сказал Достоевский. —Я же взял все это из газет!», — рассказал Андрей Звягинцев.

Один из участников встречи задал режиссеру вопрос о положительном герое, который нужен молодежи, но которого нет в современном кино.

— Есть ли у вас в современности герой, о котором вы бы хотели рассказать, и который нас поведет к чему-то светлому? — спросил молодой человек.

— Я не хочу создавать модели для подражания. Я не приверженец таких форм общения с людьми, когда ты создаешь героя, который является образцом для подражания. Я считаю, что обращаюсь к аудитории взрослой, не инфантильной, которая сама в состоянии отличить сокола от цапли. А главный герой моих произведений — всегда человеческий выбор. Когда возникает точка невозврата, точка, где ты определяешь, кто ты есть, своим действием, поступком ты называешь свое имя. Ты можешь сколько угодно прикидываться, что ты влюблен, что ты встанешь на защиту кого-то, но только когда наступает час Х, ты проявляешь себя, — подчеркнул Андрей Звягинцев.
1.jpg

Но настоящих героев современности, которые предстают в картине «Нелюбовь», режиссер все-таки назвал — это волонтеры поискового отряда «Лиза Алерт», которые ищут 12-летнего мальчика, нежеланного ребенка, сбежавшего из дома после ссоры родителей.

— Мы были просто потрясены, когда услышали, что в наше время, здесь, в России, рядом с нами живут люди, которые отдают время своей жизни на алтарь чужой беды. Для меня в этой картине есть герои. Другое дело, что мы на этом не настаиваем, не разворачиваем их личности крупным планом, они проходят, как тени, как некий символ того самого героического подвига. Посреди апатии, тотального равнодушия власти и народа (значительной его части, впавшей в апатию), вдруг появляются люди, которые бесплатно ищут пропавших, о которых не знают вообще ничего, — сказал Звягинцев.

Примерами истинных патриотов России Звягинцев считает русских писателей — Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Достоевского, философа Чаадаева.

3.jpg

— Это те, кто не боялся смотреть прямо на происходящее, не лакировал действительность, не выслуживался перед начальством, властью, не заключал с ней сделку, оставался на тех рубежах, где необходим голос правды, критического взгляда на происходящее. Это же очевидно, это призвание интеллигенции, творческого человека: не создавать прекрасный образ будущего, а рисовать то, что есть, чтобы отсюда черпать  энергию к изменениям, — считает кинорежиссер.

Картина «Нелюбовь» была удостоена приза жюри Каннского фестиваля и выдвинута на соискание премии «Оскар». «Нелюбовь» обнажает эгоизм супругов, неприглядность их отношений на грани развода и трагедию ребенка, ощущающего себя ненужным. По словам Звягинцева, этой картиной он просто показывает существующие нравы, а не преследует цель изменить людей. Но зрители считают: «Нелюбовь» призывает к обратному.

— Звягинцева называют русофобом, я считаю, это не так. В своих картинах он идет от противоположного, так фильмом с названием «Нелюбовь» он, наоборот, призывает людей к любви — к друг другу, к своим детям. Эта картина изменила меня, и я решил пересмотреть все фильмы Звягинцева. Для меня это мощнейший режиссер, — считает один из участников встречи Артем Духов.

В свою очередь, Андрей Звягинцев желает зрителям, чтобы они почаще смотрели кино, которое не развлекает их, а заставляет задуматься.

— Чтобы появлялись в нашей стране авторы, которые гонятся не за коммерцией, не за тем, чтобы развлекать. Авторы, которые хотят ставить острые вопросы, важные вопросы интимной и социальной жизни людей. То есть стремятся отражать время и говорить с человеком о тех проблемах, которые действительно его волнуют, а не усыплять его бдительность аттракционами, — подчеркнул Андрей Звягинцев.

Автор: Татьяна Гордеева


[ Возврат к списку ]


Новости партнеров

Новости губернии


Читайте также


ERROR TEXT
Если вы нашли ошибку в тексте,
выделите ее курсором мыши и
нажмите сочетание клавиш
Ctrl + Enter