Уроки физики, как правило, считаются одними из самых сложных в школьной программе. Но только не для учеников школы №2 города Гусь-Хрустальный. Рабочий стол учителя Ларисы Ершовой напоминает мастерскую необычных игрушек. А урок по вполне прозаичной теме "Центр тяжести тела" называется совсем нестандартно: "Физика добрых игрушек".
Казалось бы, это так просто - объяснить детям понятие равновесия с помощью бычка из известного стихотворения Агнии Барто или курочек на кормушке.
Связать это с историей народной игрушки, а заодно и рассказать им, выросшим в век мобильных телефонов и социальных сетей, почему лучше, когда малыши играют именно этими незамысловатыми предметами. Добрыми, успокаивающими ребенка и не вызывающими агрессии, как компьютерные монстры. Просто и вместе с тем невероятно сложно: ведь этот урок возник не на пустом месте. Это плод многолетнего опыта, усилий и творческого поиска.
Лариса Ершова в педагогике уже 24 года. В этом году она стала победителем регионального конкурса "Учитель года " в номинации "учитель-исследователь". И преподает именно в той школе, где училась сама.
- Это мой класс. Здесь я сидела за партой. И мой классный руководитель, Галина Ивановна Фролова, тоже была учителем физики. Именно она вдохновила меня на профессию учителя, - рассказывает Лариса Ершова.
Учительница вспоминает: в юности семья не поддержала ее выбор профессии. Лариса целый год никуда не поступала - проверяла себя, работая все в той же школе. Но желание стать учителем оказалось сильнее.
Сегодня ученики говорят о своей учительнице с восторгом, вспоминая, какие интересные опыты они ставили, выполняя задания по физике.
- Я выясняла, с каким давлением моя кошка воздействует на пол: взяла миллиметровку и поставила туда кота, обвела его лапку, потом посчитала клеточки и рассчитала по формуле. Ну, это было очень увлекательно: знаете, поставить кота на миллиметровку не так уж и легко! – призналась ученица 7-го класса Елена.
- Я сделала фонтанчик из трубочек коктейльных, получился настоящий фонтан, принесла его в школу и показала на видео, всем было очень интересно узнать, - говорит ученица 7-го класса Дарья.
Творческая подача материала не только прививает интерес к предмету, но и облегчает его усвоение, дети в один голос уверяют: у этого учителя домашние задания никогда не бывают скучными.
- Например, приходишь на урок - скучно. А она так преподносит информацию, что в душу западает так, что хочется ее учить, - признаются школьники.
Выход на уроках физики за пределы учебного предмета, или, как сейчас модно говорить, метапредметный подход, - конек Ларисы Ершовой. Но секрет детской любви, наверное, все же не в этом. Учитель на своих уроках создает ситуацию успеха, в которой каждый ребенок может раскрыть свои способности.
- Мы учимся решать задачи. Но задачи не все умеют делать. Кому-то тяжеловато. Но и у этих детей тоже есть шанс проявить себя в чем-то другом. Например, в качестве артиста, хотя с физикой это тоже связано, - поясняет Лариса Ершова.
Школа №2 города Гусь-Хрустального в этом году отметит свое 50-летие, носит имя своего выпускника, героя-интернационалиста, погибшего в Афганистане, Алексея Кузора. Это самая большая школа города, в ней учится более тысячи детей. Кроме физики, здесь углубленно изучают математику, информатику, химию и биологию. Учебное заведение пользуется большим авторитетом и имеет множество наград. В этом году к ним прибавился переходящий приз - хрустальный колокольчик.
- Этот колокольчик был передан нашей школе в торжественной обстановке как символ того, что у нас работают творческие учителя. Он будет храниться у нас до тех пор, пока не появится новый учитель года в области, - сообщила директор школы Наталья Василенко.
Как и в любой школе, проблемы здесь тоже, конечно, есть. Одна из них - недостаток молодых учителей. И связано это не только с зарплатой: далеко не каждый может полностью посвятить себя детям.