О «Молодой гвардии» начали говорить задолго до премьеры. Режиссер-постановщик Владимир Кузнецов получил отказ от предполагаемых драматурга, художника и композитора спектакля. Новость о скандале в театральной среде разлетелась быстро – уже тогда на постановку обратили внимание не только владимирские СМИ, но и творческая интеллигенция города.
- Инсценировку мне пришлось делать самому, - говорит сейчас Владимир Кузнецов. - Но я не драматург, я, в первую очередь, – режиссер. И когда я писал сценарий, я учитывал, что я пишу творческую композицию по роману Фадеева, отталкиваясь от его эмоционального отношения к тем историческим событиям, которые происходили в стране.
Да, эмоционального отношения в спектакле хватает. Порой - в ущерб исторической детализации. Но «Молодая гвардия» существовала, а подвиг их непререкаем – так думает и говорит не только режиссер, но и вся творческая группа. К ролям молодогвардейцев актеры готовились серьезно: изучили литературные источники, пересмотрели фильм и хронику. Для большей части коллектива – это первые серьезные роли.
- У нас труппа молодая. Современному человеку трудно понять, что такое война, голод, эпидемии, – сейчас мы живем немного в другом времени, – признается актер Иван Крушин, исполнитель роли Олега Кошевого.
- Мы создаем больше творческий продукт, нежели чем политический. Поэтому для меня это просто важный спектакль. А как его воспримет зритель – зависит уже не от меня, – говорит Владимир Кузнецов.
Как же приняла спектакль публика? Вот что я видел из зрительного зала…
Свет в зале гаснет. На сцене появляется молодой человек. Его внешность заурядна: кремовая рубашка, пиджак, брюки – однако, если всмотреться еще раз, внимательнее, то в глаза бросается черно-оранжевая ленточка – Георгиевская. Юноша проклинает фашизм, говорит громко, страстно, грубо. Он не называет ни имен, ни мест – о ком он говорит, понятно и без этого.
Из-за кулис выходят еще пятеро: один с желто-голубым двуколором, другие - с цепями и битами. Они окружают парня, начинают его избивать. Закончив, скандируют: «Слава Украине! Героям слава!» «Украинцы» отходят в глубь сцены: скидывают с себя куртки и надевают фуражки – теперь это немецкие солдаты и офицеры времен Великой Отечественной войны.
Реакция зала - оцепенение. Вольное обращение с первоисточником, но актуализация темы – что более логично в этой ситуации? Публика затаила дыхание…
Другой яркий момент. На сцене появляются трое: офицер и два солдата. Сцену заливает красный свет. Звучит зловещая музыка. Сверху опускаются шесть красных полотен со свастикой и портрет Гитлера. Немцы обсуждают военное положение, планы наступлений и действия подпольщиков. Из-за кулис голос: «Я хотел бы поделиться с вами полезной информацией» - это доносчик. Он рассказывает о силах сопротивления – рабочих на горной шахте №5, куда впоследствии скинут тела молодогвардейцев. Смена декораций. Расправа не заставляет себя долго ждать: бумаги с именами шахтеров предатель закапывает прямо на сцене, мы понимаем символ - в могиле уже есть тела первых жертв.
Реакция в зале - слезы. Вообще, трогательных моментов было много, и эмоции они вызывали совершенно неподдельные.
Пересказывать спектакль – дело неблагодарное. Могу добавить, что в финале зрители 10 минут не отпускали актеров со сцены. А вот некоторые из откликов с сайта Владимирского театра драмы:
«Вчера прошла премьера спектакля "Молодая гвардия". Спасибо всем, чьи усилия способствовали его появлению на сцене нашего театра. Очень непростая, талантливая и своевременная постановка. Судя по скупой информации об этой работе в СМИ, многие не приняли такую трактовку режиссера по политическим мотивам и отказались от участия в работе. Бог им судья! Кстати, либералам тут все будет против шерсти. Но не о них речь. Я впервые видела в нашем театре людей, которых происходящее на сцене тронуло до слез. Я сама впервые плакала в театре. При этом режиссеру Владимиру Кузнецову удалось избежать банальностей и излишнего пафоса в постановке такой героической истории, да еще и к 70-летию Победы. Что уж греха таить, давно уже привыкли мы формально отмечать такие даты. И тут так честно, чисто и искренне режиссер высказал свое уважением героям войны. О работе актерского состава могу говорить с уважением и восхищением. Даже не хочу никого выделять. СПАСИБО!!!»
«Режиссер пытался сделать акцент на любовные линии, что подросткам бы любить, а они воюют. Не тот был смысл у Фадеева - наш народ никто не сломит, вот сколько русский человек может вынести. А акцент сделан на любовные перипетии. Всё смято, затянуто – какие-то «сопли». Где песня? Где бунт? Где Дух народа? Я не увидела этого. Однако, мне было интересно наблюдать за актерами. Безусловно, чувствовала волнение. Все здорово было в плане декораций, подборки актеров, диалогов. Но некоторые сцены о духе народа, о нравственном воспитании, о том, что под гнетом войны русский человек не ломается, – этого не хватило».
Одно безусловно в постановке – это событие. Хотите составить свое мнение? Два первых спектакля прошли с аншлагом. Теперь владимирский зритель сможет увидеть его только 3 апреля. И запаситесь билетами заранее.