Международный фестиваль «Кружевная тропинка» прошел в молодежно-спортивном досуговом центре ЗАТО Радужный. Его организовал местный комитет по культуре и спорту совместно с русской группой международной организации коклюшечного и игольного кружева.
Поделиться тонкостями мастерства в Радужный приехали не только российские кружевницы из Мурманска, Орла, Мценска, Североморска, Белева, Балахны, Таганрога, Ивановской, Ленинградской, Московской и Смоленской областей, но и их коллеги из Венгрии и Польши.
Организатор и идейный вдохновитель фестиваля - руководитель студии «Кружевница» ЗАТО Радужный Елена Горбунова. Она рассказала, что главная задача таких встреч - популяризация кружевоплетения и обмен опытом. Оказывается, в Радужном этот фестиваль проходит не впервые: под эгидой Международной организации коклюшечного и игольного кружева его проводят один раз в два года. И программа включает целый ряд семинаров и лекций, мастер-классы и даже дефиле.
Руководитель кружка из села Васильевское Шуйского района Ивановской области Галина Кульчицкая приехала на фестиваль вместе со своими ученицами. По ее мнению, подобные встречи мастериц открывают новые горизонты в творческом росте и позволяют познакомиться с интересными технологиями. К примеру, семейная пара из Польши – Моника и Богуслав Мадей - приехала из маленького городка Бобова, который славится своим бобовским кружевом, и поделилась с россиянами древними польскими техниками плетения, которые уже давно подзабыты.
А Агнес Шамшей, Эва Турош и Габор и Ильде Девичей - представители Будапештской ассоциации ремесленников - провели мастер-класс по плетению венгерского коклюшечного кружева под названием "хуния". Кстати, именно их стенд был одним из самых объемных. Там можно было увидеть практически все: от кружевных воротников и кукол до дамских кружевных трусов ручной работы с натуральной жемчужиной в самом интересном месте.
Жители Радужного с удовольствием пришли посмотреть на изделия мастериц, да и на сам процесс рождения кружев. Человеку неискушенному трудно разобраться в тонкостях кружевоплетения, но добровольные экскурсоводы и сами рукодельницы много и с увлечением рассказывали о любимом ремесле. По их словам, в эпоху механизации, в том числе и кружевного дела, люди стали забывать трудоемкое, но интересное ремесло, которое всегда считалось «высшим пилотажем» народного искусства.
Оказывается, у разных кружевных школ не только свой рисунок и стилистика, но и зачастую самобытная манера работы. К примеру, у елецких мастериц обычно бывает в работе до ста коклюшек, а вот балахнинская школа допускает одновременную работу на тысяче и более.
Мастерицы говорят, что не всегда находят понимание у современников. Порой на них поглядывают как на людей со странностями. Мол, чего там сидеть и, как паук, плести паутину. Гораздо проще купить кружево машинной работы – и дешево, и сердито. Однако кружевницы с этим не согласны. По их мнению, пока мы помним свои корни и народную культуру, мир остается добрее…
Фото М.Поповой