Последний программный день анимационного фестиваля в Суздале посвящен столетию со дня рождения знаменитого советского и российского мультипликатора Федора Савельевича Хитрука. Несмотря на пасмурную погоду, десятки гостей фестиваля стали участниками марша Винни Пухов. А участок от администрации Суздаля до торговой площади превратился в костюмированное шоу.
Впервые программа мультфорума вышла за пределы ГТК «Суздаль». Несколько минут до начала шествия. Переживает каждый участник, но больше всего - дети. Именно их рисунки – живая память о великом мультипликаторе.
- Мы, вообще, сюда приехали, Алиса у нас выиграла в конкурсе «Вселенная Хитрука». Она нарисовала героя главного «Каникул Бонифация».
- Мне Винни-Пух нравится из мультфильма. И я пришла на этот праздник.
– А скажи, пожалуйста, тебе какой Винни-Пух нравится - советский или диснеевский?
- Диснеевский.
Такое мероприятие не смогли пропустить и вип-гости. Среди них был замечен и вице-губернатор Михаил Колков.
- Это неформальная дань уважения участников фестиваля, а также суздальцев, гостей города, людей разного поколения по отношению к Федору Савельевичу Хитруку и к созданным им героям. И с помощью голоса великого артиста Леонова создали, возможно, самого лучшего Винни-Пуха всех времен и народов и много других интереснейших персонажей, - сказал Михаил Колков.
Тематику мультфорума «Как по нотам» поддержали и на марше. Ряженную колонну возглавили Городской духовой оркестр под руководством Артема Маркина и Ансамбль мажореток. Чтобы отдать дань советскому Винни-Пуху, добывавшему мед на воздушном шарике, на Торговой площади все участники выпустили шары с рисунками любимых героев.
Параллельно в туристическом комплексе шли кинопоказы и подготовка к закрытию XXII анимационного фестиваля. Милана Касакина - одна из немногих, кто приезжает сюда не показать свои работы, а привезти учеников. Руководитель студии «Счастливый дитёнок» из Сочи занимается с детьми от 2 до 11 лет. Сейчас ребята создают мультфильм про снежного барса, ищут способы его визуализации.
- Сложность в том, что, во-первых, кошка. Во-вторых, кошка, которая не просто по-кошачьи двигается, но и движется еще очень специфично, выглядит с пятнами с этими и со снежной этой фактурой. Мы ее в разных техниках пробовали делать, но как-то все кургузо очень получается. А Юрий Борисович Норштейн мне прямо на пальцах объяснил, на какой целлюлозе выцарапывали, когда делали ёжиков и волчков. И вот мы, наверное, возьмем это на вооружение, - пояснила руководитель детской студии «Счастливой дитенок» Милана Касакина.
Уже сейчас можно выявить тенденции в мире анимации: работы стали моложе. И здесь речь не только о самих авторах, но и об аудитории. Мультипликаторы все чаще стали смотреть в сторону коммерции. И создавать сериалы для детей от 2-х лет, а то и для аудитории 0+. Такие сейчас очень востребованы. Успех «Лунтика» и «Смешариков» - тому доказательство.
Другая тенденция – стагнация производства контента для взрослых потребителей. Если авторские работы – вне какой-либо утвержденной возрастной аудитории, то коммерческие проекты, как правило, не продвигаются дальше сценария. И тому есть несколько причин.
- Были какие-то попытки, которые осуществлялись с рамках деятельности канала «2х2», но, в общем-то, у нас до какого-то момента не было и медиапространства особого для взрослого контента. И был такой стереотип, не среди аниматоров, а среди дистрибьюторов, что анимация рассчитана на детскую аудиторию, - пояснил на итоговой пресс-конференции член коммерческого жюри фестиваля Борис Машковцев.
Однако у представителей «2х2» свои взгляды на происходящее. Платформы для анимации есть. И взрослые не только нуждаются в мультиках, они ждут качественного юмора и искрометных диалогов.
- Так как у нас не просто анимационный канал, а с долей самоиронии и юмора, то для нас, конечно же, на первом месте стоит наполнение. Мы занимаемся поиском хороших сценаристов и мультипликаторов. Здесь уже познакомились с парочкой талантливых ребят, - рассказывает продюсер студии собственного производства телеканала «2х2» Ольга Обогоева. - Мы производим контент самостоятельно, мы можем отразить российскую действительность и то, что происходит в России, показывать и высмеивать те проблемы, которые есть. По такому принципу строятся, к примеру, такие известные сериалы, как «Гриффины» и «Симпсоны». Выборы в США - тому пример.
Первый итог фестиваля – количество зрителей на «Открытых показах». В этом году лучшие мультфильмы увидели больше двухсот тысяч человек из четырех сотен населенных пунктов. Главная интрига – кто же, по мнению жюри, получит звание лучших. Рекордное количество работ в этом списке - у студентов. Диплом «за изящество и лаконичность» получила работа практиканта «Союзмультфильма» - «Апорт».
- Я очень доволен. Даже больше доволен процессом создания этой работы. Потому что это было сделано на курсах при «Союзмультфильме», для меня это важно, - подчеркнул Денис Воронин, практикант «Союзмультфильма». – «Апорт» выполнена в рисованной классической технике на компьютере. Эта работа - про трех собачек разноцветных, которые гоняются за мячиком. В каком-то смысле она автобиографичная. У меня есть собака, у моей девушки и у моего деда. И я представил, как они бы вместе играли с мячом. Никакой тяжелой смысловой нагрузки, просто хороший и забавный мультфильм.
Закрытие фестиваля – это всегда старт подготовки к новому. Уже сейчас известны несколько проектов, которые успешно дебютировали в этом году и продолжат работать в следующем. Один из них - «Кампус», площадка-презентация анимационных студий. Вероятно, она сработает также на привлечение представителей телекомпаний и продакшнов для дальнейшего трудоустройства мультипликаторов.
ПОЛНЫЙ СПИСОК ПОБЕДИТЕЛЕЙ:
Гран-при фестиваля- «Среди черных волн», реж. А. Буданова
специальный приз с формулировкой «за чувственность и гармонию выразительных средств» - «Джони-Бони-Бо», реж. Е. Скворцова
специальный приз с формулировкой «за поэтичность» - «Два трамвая», реж. С. Андриянова
Лучший профессиональный короткометражный фильм - «Рыбы, пловцы, корабли», реж. Д. Геллер, А. Кулев
диплом в категории лучший профессиональный короткометражный фильм с формулировкой «за своеобразие стилистического решения» - «9 способов нарисовать человека», реж. А. Свирский
Лучший фильм для детей - «Бельчонок и санки», реж. О. Щукина
Лучший студенческий фильм – The Square, реж. Я. Круговых (В. Яковлева)
диплом в категории лучший студенческий фильм с формулировкой «за изящество и лаконичность» – «Апорт», реж. Д. Воронин
диплом в категории лучший студенческий фильм с формулировкой «за созвучие средств и образа» – «Уроки музыки», реж. Д. Севостьянова
диплом в категории лучший студенческий фильм с формулировкой «за оригинальность ритмического решения» – «Тип-топ», реж. А. Вартанян
диплом в категории лучший студенческий фильм с формулировкой «ироничный взгляд на жестокую правду жизни» – «Компания», реж. Р. Корнаушкин
диплом в категории лучший дебютный фильм с формулировкой «за создание объемных характеров» – «Добро пожаловать», реж. П. Кутукина
Лучший сериал – «Поручение» (сериал «Тима и Тома»), реж. А. Бахурин
диплом в категории лучший сериал с формулировкой «за сценарное решение» – «Папа за маму» (сериал «Три кота»), реж. Д. Высоцкий
диплом в категории лучший сериал с формулировкой «за художественную выразительность» – «Самый главный начальник» (сериал «Котики, вперед!»), реж. В. Пономарев
Лучший полнометражный фильм – «Смешарики. Легенда о золотом драконе», режиссер Д. Чернов
диплом в категории лучший полнометражный фильм с формулировкой «за профессионализм международного уровня» – «Волки и овцы: бееезумное превращение», реж. М. Волков,
Лучшая работа в прикладной анимации – за цикл фильмов «Вершки и корешки», «Золушка», «Три богатыря» и «Три поросенка», режиссер В. Волков
Приз от Национального фонда правообладателей за лучший дебютный фильм режиссеру Анне Лосевой фильм «КИВИАК»
Приз от Reed MIDEM - сертификат на участие в MIPJunior, крупнейшем международном рынке развлекательного контента для детей и юношества, студии Паровоз за сериал «Лео и Тиг», реж. Николай Козлов, Александр Люткевич
Приз мэтров имени Татарского режиссерам Дмитрию Геллеру и Андрею Кулеву за фильм «РЫБЫ, ПЛОВЦЫ, КОРАБЛИ»
Приз от Гильдии кинокритиков Дмитрию Геллеру и Андрею Кулеву за фильм «РЫБЫ, ПЛОВЦЫ, КОРАБЛИ»
Диплом от Гильдии кинокритиков Алле Вартанян за фильм «ТИП-ТОП»
Приз Фортуна фильму «СОЗДАНИЕ», режиссер Юлия Байгулова