Губернские блоги

Про хлебные карточки 2017

История о том, как  московский бизнесмен, уроженец Армении Мамуд Шавершян организовал в Струнино бесплатную раздачу хлеба малоимущим, привлекла внимание федеральных СМИ к Владимирской области. Причем не сама раздача батонов по талонам заинтересовала. Об этом было известно достаточно давно, но ажиотажного интереса факт не вызвал…  Журналистов, а за ними и читателей, возмутила реакция струнинцев на хлебную благотворительность.

«Кто выдает нам этот хлеб? Путин, кто ж еще! — суровый мужчина протягивает продавщице бумажку с печатью «Продуктовый магазин «Ерик» и надписью «Талон на выдачу одного батона и половинки черного. Март» и получает требуемое. — Президент дал распоряжение, чтоб малоимущим, пенсионерам и инвалидам оказывали помощь. Вот и оказывают. Но эти торговцы хитрые, себя тоже не обидят! Понаехали в Россию и кормятся за наш счет!». Мужчина подозревает, что ему положен целый кирпичик «Дарницкого», а не половинка, а в магазине воруют его законную долю.

«Продавщица Галина Ли машет рукой: не обращайте, мол, внимания. Здесь привыкли к недовольным», - пишет «Коммерсант».

«Да никакой он не благотворитель! Это, наверное, государство ему велит хлеб нам бесплатно давать! Ну не может же торговец сам нам бесплатно хлеб раздавать? Он же денег сколько теряет! - уверенно заявляют пенсионеры микрорайона Дубки в небольшом городке Струнино в 100 километрах от Москвы», - сообщает «Комсомольская правда».

Некрасивая ситуация. Кто-то будет искать ее корни в нравственных пороках струнинцев, может, вспоминать синдром 101 километра, если бы не одно но…«Наша газета Екатеринбург» описывает похожий эксперимент, который там проводился в 2015 году:

– Вначале все шло хорошо, без ажиотажа и скандалов. Люди ходили, благодарили. А потом началось! Покупатели почему-то решили, что раздавать хлеб бесплатно – это наша обязанность. Я бы даже сказал так – ОБЯЗАННОСТЬ! Мы обязаны выдавать им бесплатный хлеб в любое время дня и ночи и столько, сколько им надо. По их мнению, магазин работал только с одной целью – обеспечить всех желающих бесплатным продуктом по первому требованию.

Газета приводит слова местного бизнесмена. Тоже кстати, с армянской фамилией. То есть не только струнинцы «проявляют черную неблагодарность»? А в чем дело тогда? Почему хлебная благотворительность пробуждает такую неадекватную реакцию у российских пенсионеров?

Попробую предложить свою версию. Хлеб – не просто продукт первой необходимости. Хлеб - понятие сакральное. Про него сложено много поговорок, устойчивых выражений: «хлеб всему голова», «поделиться последней коркой», «заработать на хлеб», «хлебное место», «нахлебник»... Караваем принято встречать дорогих гостей или чествовать молодых. При этом, как правило, в поговорках и ритуалах слово хлеб заменяет собой другие понятия: «счастливая жизнь», «достаток», «все, что у меня есть». «Хлеба и зрелищ!» требовали граждане у власти. Если не получали ни того ни другого – волновались. А за издевательское «Не едят хлеб, пусть едят пирожные!» - вообще могли голову оторвать...

Обеспечение своих граждан доступным  хлебом – это тот минимум, который народ всегда требовал от власти. При Хрущеве хлеб в столовых давали бесплатно. Чем, к примеру, пользовались студенты – брали на обед гарнир за несколько копеек и хлеба побольше. Потом практику отменили на основании того, что достаток населения вырос. Но люди-то, нынешние пенсионеры, эту практику помнят! И от государства принять бесплатный хлеб, как некую социальную справедливость, как некую отдачу от страны, в которой они жили, работали всю жизнь, они готовы. Но вот принять хлеб от частного лица – дело другое. Мы часто с благодарностью принимаем помощь от других, но если вам подают даже хлеб – это, по сути своей, признание вас недееспособным. Нищим. И к такому готовы не все. Отсюда и раздражение, злость, облеченные в недоверие…

Еще один случай. Уже из моей практики. Году в 2007 редакция «КП-Владимир» совместно с местным клубом внедорожников провела акцию. В начале марта, а год выдался снежный, мы развезли свежие газеты и хлеб в глухие деревни Собинского района, оказавшиеся отрезанными от «большой земли» сильными снегопадами. Жители деревень за газеты благодарили, хлеб принимали со сдержанным достоинством, а вот администрация района накатала на «Комсомолку» «телегу» в администрацию области. Мол, это провокация, цель которой показать бездействие местной власти! Мы тогда посмеялись, но ведь и впрямь провокация получилась: власти не смогли хлебом людей обеспечить…

Кстати о «телегах», не подтверждается информация о жалобе жителей Струнино на благотворителя в Администрацию Президента. Ни в муниципалитет, ни в областную администрацию граждане тоже не жаловались. Они на самом деле не столь кровожадны и неблагодарны, как хочется кому-то. И потому в этой ситуации, мне кажется, пусть останется все как есть. Люди со временем оценят жест доброго пекаря. А он поймет их.

И, напоследок, вот еще что мне показалось неслучайным... И струнинская история, и екатеринбуржская похожи одной важной деталью: владельцы бизнеса имеют армянские фамилии. Хотя пекарь из Струнино – езид. История знает несколько примеров народов, которые подвергались геноциду. В этих народах традиционно сложилось понятие, что надеяться надо больше на помощь близкого, чем на помощь государства. Так что раздача хлеба, совершенно христианский жест, который естественен с точки зрения, к примеру, армян, может быть иначе воспринят русскими пенсионерами, имеющими несколько иную ментальность. Различия культур никто сверху не отменит.

Просто надо учиться понимать друг друга.

Автор: Александр Орлов


Возврат к списку


Новости губернии

Загрузка...