Губернские блоги

«14 лет. Полет нормальный»

На днях в Киржачском РДК завершился двухдневный песенно-музыкальный марафон под названием «Звездный полет». Межрегиональный фестиваль искусств традиционно собирает множество талантливых танцоров, вокалистов и музыкантов из центральных регионов России. В этом году, видимо, аукнулось непростое финансовое положение, и конкурсантов было чуть меньше, чем обычно. Впрочем, массовость от этого не пострадала. Были заявлены 32 коллектива и 54 солиста. Если учесть, что некоторые коллективы состояли из нескольких десятков человек, то в общей сложности на сцену вышло не менее пятисот участников. Цифра, согласитесь, впечатляющая.


Самым, пожалуй, «непрофильным» арбитром, вот уже не в первый раз, оказался автор этих строк. Культурная компетенция остальных членов жюри, однозначно, не подлежит никакому сомнению, поскольку все они не по одному десятку лет отдали служению культуре и, что называется, «собаку съели» на этой, прямо скажем, тяжелой, нервной, а порой и неблагодарной «делянке». В этом году председательствовала в жюри начальник управления по культуре и туризму администрации Киржачского района Ольга Токарева. Кроме нее, в состав вошли: заместитель директора областного Департамента культуры Сергей Зотов, начальник отдела по киноконцертной деятельности общественной организации «Милосердие и Порядок» Надежда Горшенина, главный специалист областного Центра народного творчества Любовь Будкина, руководитель образцового хореографического фольклорного коллектива «Россияночка» из Мурома Надежда Босых и, как было сказано выше, автор этих строк. Забегая вперед, скажу, что при подведении итогов споры, мягко говоря, были жаркими. Ну, а ваш покорный слуга и вовсе мог остаться, как минимум, без скальпа, поскольку имел неосторожность разойтись во взглядах с очаровательной представительницей «Милосердия и Порядка». К счастью, после «дебатов» в стиле украинских парламентариев победила дружба. Ну, а если говорить серьезно, то фестиваль «Звездный полет» - один из немногих, где жюри не знает заранее, кто станет победителем. Понимаю, что звучит это странно, однако в пору повсеместной коммерциализации, в том числе и искусства (как это ни печально), устроители «Звездного полета» не приветствуют «протежерство» и при распределении мест опираются исключительно на уровень исполнителей, а не на личные симпатии и антипатии. Ничего личного – только объективность.

Как всегда, программа была насыщенной и разнообразной. Были и феерические номера, а были и откровенные разочарования. Ну, а в целом уровень фестиваля, можно отнести к крепкому межрегиональному уровню. Поскольку в этом году представительство участников было ограничено только столичным и 33-м регионами, было видно, как на рентгеновским снимке, как живет и чем дышит культура Владимирской области. Здесь, как на просвет, видны сильные и слабые стороны. Где педагоги «пашут», а где работают «для галочки» или недорабатывают в силу различных причин: от весьма среднего профессионального уровня до личных амбиций. Глядя на некоторые номера, было откровенно обидно за исполнителей, и прежде всего – за детей, поскольку они делают лишь то, чему их научили педагоги и хореографы и как их одели костюмеры. Впрочем, давайте, что называется, обо всем по порядку.


Вначале принято говорить о хорошем. К счастью, на киржачском конкурсе позитива всегда больше. В этот раз звездами первой величины стали муромляне, прежде всего это касается танцевальных коллективов. Было видно, что педагоги очень серьезно подходят к выбранным композициям, хореографии и сценическим одеждам. Если сказать, что танцоры из города на Оке были одеты роскошно, – это равносильно тому, что ничего не сказать. Каждый стежок, каждый шовчик, каждый узорчик были продуманы и вышиты так, что даже самый привередливый ценитель народного костюма (если, конечно, он не злопыхатель) не мог ни к чему придраться. Замечу, что в танце автоматически занижается оценка, если, к примеру, невзначай, под юбкой мелькнуло исподнее. У муромлян все костюмы отвечали самым строгим танцевальным «канонам», и подобных казусов не случалось. Хореография, разумеется, тоже была на достойном уровне. В общем, как это принято говорить, породу видать издалека. На сцене муромские коллективы смотрелись в традициях «надеждинской» «Березки» - на лицах улыбки, причем не натянутые американские, а наши, русские, – милые и открытые. Отдельной строкой можно отметить синхронность и плавность линий, как на иконе, выполненной в русском каноническом стиле.


Танцоры-эстрадники, как и положено, отличались задором и неплохой выучкой. Ну а детский коллектив «Данс-Колледж» и вовсе, как принято говорить в таких случаях, «порвал» зал. Прямо скажем, муромские народные вокалисты были послабее своих земляков-танцоров, а вот «эстрадники» тоже оказались на высоте. Вывод, разумеется, напрашивается сам собой, что на культурном «фронте» в Муроме и районе все в полном порядке, за что честь и хвала, прежде всего, руководству Управления культуры и руководителям города и округа, которые в наше непростое время находят на это и силы, и средства.

Как известно, инвестиции в культуру – это наше будущее и наша самобытность. С жирным знаком «плюс» удивили представители Александровского района, прежде всего коллектив из деревни Следнево. При их ограниченности в средствах и условиях для занятий они не уступали муромлянам ни в умении, ни в сценических одеждах. Здорово смотрелись и представители Киржачского района и города Александрова. Именно танцоры из этих территорий выявляли сильнейших в народных и эстрадных танцах. К сожалению, представители других районов не смогли составить им конкуренцию. Так что на сегодня остальным есть на кого равняться, несмотря на то что Муром, Киржач и Александров довольно высоко «задрали планку», хотя, как говорится, нет предела совершенству.

Что касается музыкантов, то здесь, как и в прошлом году, никто не смог переиграть представителей Киржача и Александрова. Первое место среди инструментальных ансамблей занял коллектив балалаечников киржачской ДШИ под руководством Михаила Клопскова. Удивительно, но юные музыканты играют вместе меньше года, но уже демонстрируют неплохую подготовку. Призовые места в этой номинации также достались представителям Киржачской ДШИ – скрипично-фортепианному дуэту Кирилл Есаулов и Анна Слудная и ансамблю саксофонистов. А вот в индивидуальной инструментальной программе киржачский междусобойчик «разжижили» представители Александровского района. Первое место осталось в Киржаче. Скрипач Кирилл Есаулов не дал себя переиграть кларнетисту Кириллу Лобану и саксофонисту Никите Харитонову. Отмечу, что среди инструменталистов и в той и в другой номинации конкуренция была высока, и ценители музыки могли услышать самые разные инструменты и музыкальные произведения. Единственным разочарованием в этой номинации стала преподавательница по классу фортепьяно Ирина Милушина. Мне показалось, что она как-то невыразительно сыграла моцартовское «Турецкое рондо». Впрочем, это частное мнение, хотя, судя по итоговому результату, это показалось не мне одному.

О вокалистах тоже стоит поговорить отдельно. Здесь были и неожиданные открытия, и провалы с громким треском. Первое место во взрослой эстрадной номинации досталось Валерию Борунову из Киржача, который в прошлом году представлял Владимирскую область в конкурсе «Новая Звезда» на телеканале «Звезда». Если на прошлогоднем «Звездном Полете» Валерий отработал «абы как», то в этом году, видимо проведя работу над ошибками, был великолепен. Он смог прожить и донести до слушателей композицию «Пропавший без вести». Исполнение не оставило никого равнодушным. Это была абсолютно заслуженная победа.


Второе место поделили между собой киржачская вокалистка Юлия Кочеткова и юная исполнительница из областного центра Алена Меркулова. О Меркуловой хотелось бы сказать несколько слов. Прежде всего отмечу, что девушка, безусловно, талантлива, да еще и с роскошными вокальными данными. Однако, с моей точки зрения, Алена заблудилась с репертуаром. Разумеется, что каждый имеет свой взгляд на искусство, и кое-кто со мной не согласится. И это, наверное, правильно. Но мне кажется, что джазовая композиция «Аллилуйя» была не совсем к месту, хотя исполнение, повторюсь, было если не безупречным, то более чем достойным. Жюри большинством голосов отправило девочку на второе место. Я это решение не приветствовал, но вынужден был принять как должное. Вновь повторюсь, исключительно из-за выбора композиции, а не из-за отсутствия таланта, который, как говорится, налицо.

Третье место заняла прошлогодняя победительница «Звездного полета» Галина Лахтикова. Если в прошлом году она с надрывом и душой исполнила композицию О. Фельцмана и Е. Долматовского «Помнят люди», то в этом году взяла «Песню Рады» из кинофильма «Табор уходит в небо». И спела классно, и обыграла как надо. Но мне чего-то не хватило, хотя многим конкурсантам такое исполнение пошло бы в «жирный» плюс. А вот композицию «Помнят люди» в этот раз исполнила Евгения Балашова из Радужного. Жаль, что она не слышала исполнение Лахтиковой. Балашова спела истерично и с «перекосом» в сторону фольклора, за что, собственно говоря, и получила баллы, не позволяющие бороться даже за первую десятку. Среди солистов-эстрадников в детской номинации были вне конкуренции представители Собинки. Они забрали все три места и даже спецприз, не подпустив на «пушечный выстрел» остальных участников.

В хоровой эстрадной номинации лучше остальных выступил образцовый вокальный коллектив «Ритм» из Мурома. Второе место занял вокальный ансамбль «Юрьев день» из Юрьев-Польского, а третье - надо сказать, с большим отрывом от лидеров - досталось ансамблю «Вифлиемская звезда» из города Струнино. От себя скажу, что при более или менее сносном вокале струнинское трио выделялось нелепыми костюмами и безграмотностью. В трогательной песне «Белые панамки» они не смогли правильно произнести название немецкого самолета – стервятника «Мессершмитт». Согласитесь, для артистов это, как минимум, не солидно. Ну а за исполнение песни В. Высоцкого «Лирическая» я им поставил один из самых низших баллов. С моей точки зрения, когда три зрелые дамы поют мужскую песню со словами «тогда я тебя на руках унесу, туда, где найти невозможно», попахивает, простите, каким-то рубенсовским сюжетом под названием «Нимфы, сатиры и собаки», но никак не лирикой. Кто видел картину, тот, надеюсь, поймет, о чем речь. Не скрою, я ждал прорыва от очень интересного камешковского коллектива «10 лет спустя», но, к сожалению, в этот раз они «наглухо» просадили свою программу. В сольном народном вокале было традиционно много претендентов. После долгих обсуждений пришлось разделить первое место между Анастасией Харчевниковой из Александрова и Еленой Панфиловой из Камешково. Обе девушки безупречно отработали свои конкурсные номера.

Откровенно говоря, не хуже выступила исполнительница из Балакирево Анастасия Брек. Но она получила более низкие баллы за свой сценический наряд. Это ведь тоже часть артистического шоу и учитывается в подведении итогов. По общему мнению членов жюри, исполнять народную песню «Пойду выйду» то ли в «ночнушке», то ли в тунике (я так и не понял, что это за фасончик), мягко говоря, не совсем эстетично. Хочется верить, что Анастасия это примет к сведению и отправится на гала-концерт в Звездный городок, надев на себя что-то более подобающие. Не дай бог, вспомнят наши космонавты этот наряд на орбите, обхохочутся и сорвут выход в открытый космос…

Третье место также досталось представительнице Александровского района Анастасии Потапкиной из деревни Следнево. В состязании ансамблей и хоров в народной номинации победил ансамбль русской и казачьей песни «Слобода» из Александрова. Здесь нет нареканий по вокалу и сценическому костюму. Единственное - не мешало бы подучиться пользоваться микрофоном. Одна из участниц перед выходом на сцену взяла включенный микрофон, выключила его и слегка поистерила, что, мол, он не работает. В таких случаях говорят: учите матчасть. Но это мелочи. Девушка она взрослая и, надеюсь, со временем научится различать кнопки «вкл» и «выкл».

Второе место занял Народный хор Красногвардейского ЦКД Суздальский района. Здесь следует отметить не только вокал, но и то, что они поют традиционные песни земли владимирской. Ну а наряды были одними из самых роскошных. Придраться, при всем желании, не к чему. Третье место отдали ансамблю народной песни «Русская душа» из Владимира. В этой номинации тоже не обошлось без «свержения королей» и разочарований. Я еще в прошлом году отмечал, что камешковский ансамбль «Баловень» «подцепил» заразу под названием «звездная болезнь», и она, на мой взгляд, прогрессировала. В этом году на сцену вышел обновленный состав без одного из самых пижонистых солистов Даниила Травина. Уж не знаю, куда его отправили, может и на излечение от «звездняка». Но «Баловень» выглядел как-то вяловато, за исключением Елены Панфиловой, которая не смогла на своих хрупких плечах вытянуть коллектив в число победителей, но, как было сказано выше, разделила первое место как солистка.

Можно сказать, что до слез разочаровал Народный хор ветеранов из Киржача. На 13-м фестивале они вошли в число участников гала-концерта, а в этот раз оказались в глубоком арьергарде. И дело не в том, что коллектив плохо пел. Похоже, руководитель хора потеряла «чуйку» и взяла в репертуар песни, которые следует петь более молодым исполнителям. Да и в культовой песне «Обнимая небо» были «передернуты» слова, что недопустимо.

А вот народный хор русской песни «Радуга» из ЗАТО «Радужный» жаль. Им немного не хватило до пьедестала. Зато есенинскую песню «Над окошком месяц» они спели настолько душевно, что кое-кто из зрителей прослезился.

Если бы на фестивале «Звездный полет» присуждался «почетный» приз, например, «Серебряная калоша» или «Антиискусство», его бы можно было смело поделить между двумя коллективами - делегацией исполнителей из подмосковной Шатуры и образцовым хореографическим коллективом «Веснушки» из Коврова. О представителях Московской области можно сказать, что они дали мастер-класс, продемонстрировав, что недопустимо делать на сцене. Мне откровенно жаль этих детей, так как они делают то, чему их научили. Все, как под копирку, выходили на сцену походкой цапли на болоте в поисках лягушек, высоко задирая колени и одновременно семеня. Вобщем, картина не маслом. Говоря о шатурском вокале, пожалуй, вспомню старину Черчилля, которому приписывают изречение: «Без комментариев». Зато не могу не отметить предприимчивость руководителя шатурских вокалистов. Заявка на участие пришла за пару часов до окончания приема, и устроители не смогли отсмотреть материал, поскольку он «заблудился» в интернете. Пришлось дать добро на участие, как это принято говорить, вслепую. Впрочем, с позором Шатуры пускай разбирается ейное руководство, гораздо обиднее было за представителей Коврова.

В этом городе традиционно сильны культурные традиции. Я знаю, что градоначальник Анатолий Зотов очень трепетно относится к имиджу своего родного города и делает все для его поддержания. Поэтому жаль, что коллектив «Веснушки» не смог поддержать традиционно высокое ковровское реноме и с треском и барабанным боем провалил все без исключения номера на столь представительном Межрегиональном фестивале. И вновь я вынужден отметить, что юные участники коллектива совершено ни при чем. Они делали то, чему их научила их руководитель Лариса Божевец. Не в моей компетенции давать оценку ее профессиональным навыкам, есть специально обученные люди, которые присваивают квалификацию педагогам, но то, что творилось на сцене, можно назвать форменным безобразием. К примеру, в танце «Катюша» ребятишки вышли в камуфлированных костюмах и непонятных френчах цвета хаки полунатовского покроя. У большинства россиян песня «Катюша» вызывает ассоциацию с бойцом Красной армии, а не с головорезом из Североатлантического альянса. По моему мнению, сапоги, галифе, гимнастерка и пилотка смотрелись бы более уместно. Наряды девочек тоже были в этом же нелепом стиле и, как было сказано выше, непродуманны с точки зрения эстетики. Может, там и были подъюбники, но они неподобающим образом развевались. Движения танцоров были асинхронны и не успевали за музыкой, а на лицах не было радости от исполнения номера. Я, по крайней мере, у большинства не увидел улыбку, а рассмотрел суровый взгляд и вековую усталость Алексея Стаханова после ударного труда в забое. Танец «Балалайка» не хочу комментировать вовсе, поскольку любой танец – это рассказ. Здесь я увидел только броуновское движение, причем вновь отстающее от музыки, и снова напряженные лица танцоров. Танец «Яблочко» - это рассинхрон в движениях, нелепые наряды и непонятный рваный ритм. Номер под названием «Стремимся к совершенству» тоже не оправдал своего названия. То же самое могу сказать и о других номерах этого коллектива. Кстати, руководителю образцового коллектива «Веснушки» Ларисе Божевец это не помешало наговорить кучу «комплиментов» в адрес устроителей и упрекнуть всех в некомпетентности. Мол, не так судили и все, окромя нее, ничего в хореографии не понимают. Ну, что тут сказать. Я, пожалуй, вспомню поговорку: «Неча на зеркало пенять…», ну а продолжение общеизвестно. Впрочем, в зачет госпоже Божевец можно занести массовость. Видимо, она неплохой организатор, поскольку смогла реализовать дальний выезд 60 участникам коллектива, что в наше время не так-то просто. Я прекрасно понимаю, что ребята и их родители без радости прочитают эти строки. Специально для них еще раз подчеркну, что дети не виноваты, они делают то, чему их научили. Они старались. Это было видно. Просто Лариса Божевец - не Игорь Моисеев и не педагог Антон Макаренко. Я не буду утверждать, что ей надо заняться тем, что у нее получается лучше, но ковровскому педагогу Божевец есть к чему стремиться – это аксиома. Кстати, на фоне «Веснушек» гораздо выигрышнее смотрелся ковровский образцовый ансамбль танца «Перезвоны». Они хоть и не попали в число победителей и призеров, но выступили достойно и смогли реабилитировать изрядно подмоченную «Веснушками» репутацию ковровских танцоров.

Ну и в завершение не могу не сказать несколько теплых слов в адрес организаторов. Они постарались сделать все, чтобы участники фестиваля чувствовали себя комфортно. «Пахал» весь коллектив РДК. Но отдельных слов благодарности заслуживают те, кто «тащил» весь этот фестивальный «воз» на себе и собственном энтузиазме. Прежде всего это начальник управления по культуре и туризму администрации Киржачского района Ольга Токарева и художественный руководитель и исполняющая обязанности директора районного Дома культуры Маргарита Дивулина, за что им отдельные «респект и уважуха». Все победители в номинациях и те, кто занял призовые места, примут участие в гала-концетре, который пройдет в ДК Космонавтов Звездного городка 19 марта этого года. Там же они получат заслуженные награды из рук покорителей космоса.

P.S. Как автор, я понимаю, что со мной можно не согласиться. Я, собственно говоря, и не претендую на истину в первой инстанции, поэтому и не размещен этот материал в новостной ленте, где рассказывается только о событии, без личностной оценки. Я не удержался и честно, без купюр и цензуры, изложил собственное видение прошедшего мероприятия. Понимаю, что кто-то на меня обидится и скажет, что публикация кому-то причинила боль. Но журналистика чем-то сродни медицине. Доктор тоже может сделать больно, чтобы потом было легче и лучше. Не претендуя на врачебные лавры и абсолютную истину, надеюсь, что мой непредвзятый взгляд со стороны кому-то да поможет… А еще хочется посетовать на то, что не все районы Владимирской области делегировали на этот представительный фестиваль свои таланты. Минимально было представительство областного центра, а Гороховецкий, Меленковский, Селивановский, Судогодский районы и вовсе не были представлены. Почему? Там нет талантов? Ну, не верю я в это, не верю! Остается надеяться, что на юбилейном 15-м фестивале «Звездный полет» мы увидим представителей всех районов 33-го региона и порадуемся, глядя на их выступления.

Все итоги фестиваля здесь.

Фото Марии Глазковой.

 

Автор: Сергей Николаев


Возврат к списку


Новости губернии

Загрузка...