Усадьба Храповицкого в Муромцеве расширяет свои экспозиционные пространства. Теперь вместе с выставочным залом в Лодочном павильоне будет принимать посетителей корпус бывшего Хозяйственного двора. Долгое время здесь шли ремонтные работы, теперь в обновленном зале все готово для открытия.
Завтра в башне Хозяйственного двора состоится вернисаж.
Выставка «Почтовая история» представляет 20 черно-белых документальных открыток с видами усадьбы В.С. Храповицкого из фондов ГВСМЗ. На сегодняшний день это единственная известная серия с видами дворянской усадьбы Владимирской губернии.
Открытки изданы в фототипии Петра Павловича Павлова в Москве. С 1894 года П.П. Павлов был членом Русского Фотографического общества. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде был награжден бронзовой медалью.
Большинство открыток можно датировать 1904-1917 годами. Датировка определяется декоративным оформлением и орфографией надписей оборотной стороны. Некоторые открытки были отправлены почтой и имеют на оборотной стороне датирующие надписи и почтовые штемпели.
В тот день всего на несколько часов прямо из реставрационной мастерской ГВСМЗ будет привезена часть мягкого гарнитура начала XX века, состоящего из шести предметов: дивана, двух кресел и трех стульев.
Гарнитур был изготовлен в начале ХХ века известной фирмой «Яков и Иосиф Конъ» («Jacob & Josef Kohn»). В музей-заповедник поступил в 1970 году от Капитолины Дмитриевны Смолиной, которая унаследовала гарнитур от своей сестры Прасковьи Дмитриевны Грачевой, купившей его после революции в бывшей усадьбе В.С. Храповицкого в селе Муромцеве Судогодского района.
До реставрации состояние гарнитура было плачевным: у всех предметов практически полностью были утрачены обивка и часть пружин сиденья, имелись многочисленные утраты древесины, сколы, выбоины и трещины. Лаковое покрытие сохранилось фрагментарно.
Одной из самых сложных задач, стоявших перед реставраторами, стали поиски новой шелковой обивки, точно соответствующей утраченной ткани. Был заключен контракт с московской фирмой, занимающейся эксклюзивным восстановлением исторических тканей по небольшим сохранившимся фрагментам. После череды долгих согласований и обсуждений был утвержден проектный эскиз будущей обивки. Для более точного воссоздания ткани требовалось соответствующее ткацкое оборудование, поэтому ее изготовление осуществлялось на ткацкой фабрике в Индии, основанной англичанами еще в колониальные времена и до сих пор сохраняющей старинные технологии ткачества. В результате музей-заповедник получил несколько метров эксклюзивной жаккардовой шелковой ткани, рисунок, цвет и фактура которой были максимально приближены к оригиналу утраченной обивки гарнитура из Муромцева.
Большой неожиданностью для реставраторов стало то, что в каталогах образцов изделий, производившихся той самой индийской фабрикой в начале ХХ века, был найден фрагмент ткани с точно таким же рисунком. Очевидно, в те времена он был в моде и широко использовался в убранстве интерьеров домов состоятельных владельцев.
Все работы по реставрации гарнитура были выполнены художниками-реставраторами ГВСМЗ.
фото Бориса Пучкова