С 15 ноября с автомобилей массой свыше 12 тонн будут взимать плату. Ситуацию должен спасти «Платон». Кажется, все просто: большие машины, которые разбивают федеральные дороги, будут за это платить. Причем как отечественные перевозчики, так и иностранные. Платить, но как? Оказывается, это будет определять 100-процентная отечественная супер-разработка - бортовое устройство под названием «Платон». Его выдадут всем желающим бесплатно в специальных центрах и ремонтировать обещают в течение гарантийного срока, то есть в течение 3 лет.
«Платон» будет определять маршрут большегрузов, через него же можно вносить деньги. Маршрутную карту пользователи системы «Платон» смогут оформить через личный кабинет на сайте системы, с помощью мобильного приложения или терминала самообслуживания, а также в одном из 138 центров обслуживания пользователей. Как уверяют производители, программное обеспечение бортового устройства гарантирует защиту данных о движении транспортного средства через шифрование информации. «Платон» - собственность государства и бесплатно выдается пользователям системы взимания платы. Сервисное обслуживание осуществляется оператором системы на безвозмездной основе в период действия гарантийного срока, установленного производителем в 3 года.
Разумеется, такие новости не обрадовали владельцев большегрузов, и по стране поползли различные слухи. Их развенчал заместитель руководителя «Росавтодора» Дмитрий Прончатов.
Миф № 1: Риск подорожания товаров
Опасаться заметного подорожания хлеба, муки, молока и других потребительских товаров в 2016 году не стоит. На 12-тонники приходится лишь 8,5% таких перевозок, а основная доля перевозимой по дорогам продукции - около 83% - это навалочные материалы. Если пакет молока в среднем стоит 60 рублей, то с новым сбором его стоимость увеличится меньше чем на две копейки (1,7 коп.), и то в случае, если перевозчик решит включить тариф в стоимость грузоперевозок, так как рынок грузоперевозок - высококонкурентный.
Миф № 2: Угроза рынку грузовых автоперевозок
Перемены ощутят, прежде всего, компании, которые работают напрямую с грузоотправителями в обход налогов и установленных государством весогабаритных нормативов для фур. С запуском системы владельцы большегрузов, которые раньше демпинговали на рынке за счет серых схем оказания услуг, теперь столкнутся либо со штрафами, либо с необходимостью увеличивать затраты на транспортировку, что нивелирует их преимущества перед легальными перевозчиками.
Миф № 3: Непрозрачность расходования сборов
Согласно Бюджетному кодексу России оператор системы ежедневно перечисляет полученные средства в федеральный бюджет. Деньги пойдут на содержание и строительство дорог. Сейчас на рассмотрении правительства России находится предложение Минтранса России об использовании этих денег для поддержки региональных проектов государственно-частного партнерства. Благодаря этому появится возможность построить обходы крупных городов и мосты с привлечением частных инвестиций. Обнуление тарифа или отсрочка запуска системы отменит и планы дорожников по строительству и ремонту дорог.
Миф № 4: Неготовность системы «Платон»
Оператор системы «Платон» за месяц до официального запуска заявил о полной готовности инфраструктуры. В октябре в региональных центрах и крупных городах для комплексного обслуживания перевозчиков заработали 138 центров информационной поддержки пользователей. Внести оплату можно через мобильный телефон и интернет, банковской картой или через терминал. Пользователи имеют право выбирать оптимальные для себя варианты ведения расчетов. Сегодня в системе зарегистрировано более 300 тыс. транспортных средств и 31 тыс. владельцев большегрузов. Началась выдача перевозчикам бесплатных бортовых устройств, с помощью которых осуществляется расчет фактического пробега каждого 12-тонника.
Миф № 5: Преференции для иностранных перевозчиков
Иностранные перевозчики на машинах массой свыше 12 тонн будут оплачивать проезд по федеральным трассам России наравне с отечественными коллегами. Для этого на 35 пограничных пунктах пропуска развернуты офисы оператора системы «Платон».
Миф № 6: Бортовое устройство - единственный способ оплаты
В системе предусмотрены два способа оплаты: покупка маршрутной карты или получение бесплатного бортового устройства. Маршрутная карта - удобный и гибкий инструмент для пользователя. Владелец транспортного средства может в офисе системы или в режиме онлайн оформить такую карту, указав не только начало и конец пути, но и от 3 до 10 промежуточных точек.
Миф № 7: После доставки груза 12-тонник должен возвращаться в исходную точку выезда тем же путем, каким он отправлялся в пункт назначения
Система не обязывает перевозчика покупать карту туда-обратно и возвращаться тем же маршрутом. Если надо свернуть с намеченного пути, а потом на него вернуться, можно докупить дополнительную маршрутную карту на необходимый отрезок пути. Перевозчик может купить карту через интернет и тут же отправляться в путь, никаких задержек система взимания платы не оказывает.
По информации ФКУ Упрдор "Москва - Нижний Новгород"
Фото: cdn.acidcow.com