Новости Обсудим

Накануне 1 сентября силовики тренировались освобождать заложников

Накануне 1 сентября силовики тренировались освобождать заложников Накануне 1 сентября силовики тренировались освобождать заложников Накануне 1 сентября силовики тренировались освобождать заложников Накануне 1 сентября силовики тренировались освобождать заложников Накануне 1 сентября силовики тренировались освобождать заложников Накануне 1 сентября силовики тренировались освобождать заложников Накануне 1 сентября силовики тренировались освобождать заложников Накануне 1 сентября силовики тренировались освобождать заложников Накануне 1 сентября силовики тренировались освобождать заложников Накануне 1 сентября силовики тренировались освобождать заложников Накануне 1 сентября силовики тренировались освобождать заложников Накануне 1 сентября силовики тренировались освобождать заложников


Легенда учений «Метель-2015»

Собинка. Общеобразовательная средняя школа №2. Торжественная линейка, посвященная первому сентября. На площадке перед парадным входом собрались сотни учеников, их учителя, родители. Директор школы поздравляет всех с началом нового учебного года. Первыми в здание школы заходят первоклашки. На часах 8.00. В этот момент рядом со зданием школы раздается мощный взрыв. В толпе замешательство. Появляются вооруженные люди в черных балаклавах, вооруженные автоматами. Несколько автоматных очередей поверх голов празднично одетой толпы все расставляют по своим местам: школа захвачена террористами. Их семь человек, и все вооружены до зубов. Заложников - школьников, педагогов, родителей - направляют в спортзал. Подступы к школе минируют, устанавливают сигнальные растяжки. Около 9 утра силовики начинают вести переговоры с захватчиками.

Эхо Беслана

Если по легенде учений террористы захватили порядка 400 человек, то изображали «толпу» заложников 35 преподавателей разных учебных заведений Владимирской области. В основном - учителя ОБЖ, завучи, один директор и даже один журналист – представитель «Губернии-33», то есть я, Борис Пучков. От нас требовалось одно - вести себя так, как и должны вести себя заложники. "Сохранять спокойствие". Захватчики изображали матерых террористов. В легенду учений легла реальная история, связанная с захватом заложников 1 сентября 2004 года в Беслане. 
Нас согнали в душный спортивный зал. Приказали усесться на лавки. Те, кому места не хватило, легли прямо на маты. Началось томительное ожидание. И переговоры. 
В ходе учений «Метель-2015» отрабатывалось взаимодействие ФСБ, МВД, МЧС. На месте происшествия был развернут оперативный штаб национального антитеррористического комитета, из которого и координировалась деятельность служб быстрого реагирования.

О том, как я побывал в заложниках

Несмотря на то что условия учений были максимально приближены к боевым, поведение "террористов" было достаточно мягким. "Заложников", понятно, никто не бил. В туалет выводили по одному под конвоем. И, если честно, изображать из себя Брюса Уиллиса, глядя на здоровенных, увешанных железом мужиков, не особо хотелось.
В результате переговоров через полтора часа в школьный спортзал доставили воду. Спустя еще какое-то время - пироги с капустой. Почти комфорт. Однако даже вот такое пассивное ожидание рядом с вооруженными людьми напрягает. Это ощущаешь не сразу, а постепенно. И то, что сидеть неудобно, и что поверх голов в любой момент могут выдать автоматную очередь, и ожидание освобождения, и ожидание штурма... 
- Да это им для галочки нужно, - брякнул один из "заложников".
- Что для галочки? - не понял я.
- Ну чтобы бойцы спецназа УФСБ, УМВД, УФСИН поиграли в свои игры!
Игры? Лично я не был в Беслане тогда. Зато помню ту страшную хронику: умирающих на руках "спецов" детей. Вы же учителя ОБЖ! И вы, и родители должны знать, как себя вести (не дай Бог!) в такой ситуации, что делать можно, а чего ни в ком случае! Пока спецназ отрабатывает свои задачи, запомните: с террористами нельзя спорить, вести себя надо спокойно, выполнять все их требования. Стараться успокоить детей и тех, кто находится рядом, и спокойно, терпеливо ждать освобождения. 


«Освобождение»

Другая сторона медали учений также важна. Это налаживание взаимодействия между силовыми структурами. Здесь каждый должен заниматься своим делом, не лезть туда, куда не следует. 

Итак, после пяти часов томительного ожидания, переговоров, подготовки, в 13.00, спецназ приступил к штурму. Сам он длился от силы секунд 6-7. В результате четыре террориста уничтожены, два задержаны, один пойман немного погодя (когда пытался затеряться среди заложников). Ощущения? Как сказал один из учителей – «громко и эффектно»: светошумовые гранаты, автоматные очереди и влетающие через окна бойцы. 

По окончании штурма заложников выставили вдоль стенки в спортзале. Ноги на ширине плеч, руки на затылке. Неприятно, но справедливо: бойцы штурмовой бригады проверили, нет ли среди нас террориста. После того как в зале и вокруг школы поработали взрывотехники, нас вывели на улицу. Здесь еще одна проверка «на вшивость». Свои или чужие? Далее нас, освобожденных заложников, разбили на две группы и рассадили по автобусам. А потом с нами стали работать дознаватели. «Метель-2015» была отработана от начала и до конца, в условиях, максимально приближенных к боевым.

- Плановые антитеррористические, тактико-специальные учения. Объект захвата - школа нами отрабатывалась уже неоднократно. Естественно, каждый раз во время учений вносятся какие-то коррективы, новые сценарии, чтобы не было шаблона. Стараемся максимально усложнить решение организационных задач, поскольку группировка сил и средств оперативного штаба разнородная. В нее входят не только сотрудники ФСБ, МВД, но и гражданские лица, - сказал Евгений Столбин, начальник УФСБ России по Владимирской области, руководитель оперативного штаба.

Автор: Борис Пучков


[ Возврат к списку ]


Новости партнеров

Новости губернии


Читайте также


ERROR TEXT
Если вы нашли ошибку в тексте,
выделите ее курсором мыши и
нажмите сочетание клавиш
Ctrl + Enter