Сербский скульптор Драган Раденович предоставил эксклюзивно для «Губернии-33» эскиз памятника Виталию Чуркину. Интервью с мастером можно прочитать здесь. Памятник в Маринкино будет выполнен в полный рост из бронзы в технике «экспрессивной лепки». Такую же Раденович использовал в создании монумента Стиву Джобсу и Николе Тесле. До установки памятника в 20-х числах февраля в деревне появится камень с черной плитой.
Что касается памятника, он будет сделан из бронзы. Высота скульптуры — 2,5 метра. Она будет установлена на каменном постаменте высотой в 1,5 метра, а целая композиция расположена на обширном каменном пьедестале высотой в 50 сантиметров, шириной три метра и длиной в пять метров. По задумке мастера, с лицевой стороны постамента на бронзовой мемориальной плите будет высечена рельефная надпись «В.И. ЧУРКИН», и слова «КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ...». Это известное изречение, которого Виталий Иванович всю жизнь принципиально придерживался, рассказывает Драган Раденович.
С задней стороны памятника будут высечены рельефные слова:
«ВЕЛИКАНУ ПРАВДЫ И РУССКОЙ ДИПЛОМАТИИ.
ОБЩЕСТВО СВОБОДНО МЫСЛЯЩИХ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ «СЕРБСКИЙ КРИВАК»
И БРАТСКИЙ НАРОД БЛАГОДАРНОЙ СЕРБИИ».
Фото: rah.ru— Фигуральное скульптурное решение представляет Виталия Ивановича в движении, характерном для его выступлений, когда силой аргументов защищал свою точку зрения. Как я уже говорил, я сопоставляю Виталия Ивановича с великим оратором. Эта идея легла в основу, — говорит мастер Раденович. — Его верхняя одежда перекинута на левую руку, как в античную эпоху посланники, философы или мудрые и умные люди делали, этим жестом намекая и намеревая противопоставить свои аргументы соперникам. Тогу, тогдашнюю верхнюю одежду, перекидывали на правую руку, если хотели противостоять вербальным образом. Тога на левой руке обозначала готовность предоставлять аргументы в любой форме, включая и силу. (Во всем мире правши составляют основную часть населения, так было и в античное время, поэтому и появилась указанная разница). Правая рука на половину протянутая с вытянутыми пальцами подчеркивает моральный девиз этого великана русской дипломатии: «Кто, если не МЫ».
Также Драган Раденович предоставил «Губернии-33» одно из воспоминаний о встрече со своим другом Виталием:
«В середине восьмидесятых годов прошлого столетия стало известным то, что представители цивилизационного мирового коловорота постмодернизма, продолжатели исторических ценностей Содома и Гоморы победили, а мы остались побежденными. Общество социальной правды, ставшее для нашего поколения идеалом и целью, к которым мы стремились, в своей основе уничтожила «пятая колонна» предателей в наших странах. Мы осознавали, что системы ценностей в мире, в котором мы жили, вскоре не станет.
В начале 1986-ого года мы встретились с Виталием Ивановичем Чуркиным в аэропорту Схипхол в Амстердаме. Мы сели за стол и выпили чашку чаю, не сказав ни слова. Я пытался завязать разговор с ним, но он упорно молчал, заглядевшись в низкое тучное небо севера Европы.
— Витя, — я начал, прервав его размышления, — друг, не надо грустить, вспомни, как говорили наши предки: «Не надо грустить, господа офицеры, что мы потеряли — уже не вернуть…».
И, не посмотрев на меня, он встал из-за стола и вернулся, раньше, чем ушел, умывшись, но и далее, как видно, недоволен.
— Все перед нами, — процедив сквозь зубы, сказал Чуркин. — Наше дело служить Отечеству, — громко пробормотал он неожиданно энергичным голосом.
— Да, Виталий, — я согласился.
Когда мы прощались, я добавил:
— Витя, передай мне сигнал трубы к отступлению эшелона наших предателей и врагов, когда узнаешь.
— Да ты о чем? — устремился он ко мне.
— Не знаешь? — продолжал я.
— Мой друг, в решающем бою за освобождение Сербии, в Первой мировой войне, на Каймакчалане, при атаке сербской армии на положения врагов, ваш трубач украл сигнал для отступления болгарской армии и начать трубить спасительные звуки. Болгаре разбежались, а сербы не останавливались вплоть до столицы, до Белграда...
Мы крепко обнялись, махнув рукой друг другу на прощание, а он шепнул мне: «Мы должны узнать эту мелодию». Улыбаясь, мы расстались.
Доктор наук, скульптор Драган Раденович».